Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    

История марки Can-Am


Год основания компании
1973
Создатель(ли)
концерн Bombardier
Интернет сайт
 (3)

В самый разгар Второй Мировой войны в Канаде был основан концерн Bombardier. Изначально предприятие занималось производством снегоходов, самым известным из которых стал Bombardier Ski-Doo, а позже началась работа над современными водными мотоциклами, такими как Bombardier Sea-Doo.

Прошло какое-то время, и в 1973 году на базе концерна было основано первое в Канаде производство мотоциклов. Марка получила название Can-Am. В том же году вышла первая серия машин MX. Это были кроссоверы, достаточно распространённые в те годы. Да и их конструкция не представляла ничего особенного: лёгкие дуплексные рамы, передние вилки с телескопической системой, а также маятниковые подвески, оснащавшиеся двумя амортизаторами, устанавливались тогда на многие машины.

Другое дело двигатели. На них стоит обратить отдельное внимание. На первые модели серии устанавливались двухтактные силовые установки с одним цилиндром. Объём изначально был предусмотрен в 124 кубических сантиметра, но почти сразу же была произведена и 174-кубовая модификация. Мощность обоих двигателей составила соответственно 20 и 25 лошадиных сил. Но самое интересное другое. В конструкции двигателя был предусмотрен дисковый золотник на впуске, а также система раздельной смазки. Всё же такие элементы достаточно редко встречались на мотоциклах спортивной направленности.

Уже через год эти мотоциклы были выставлены на крупные соревнования. А именно – на национальный чемпионат США. Перед гонками никто и не смотрел на новую марку из соседней Канады. На неё обратили внимание только незадолго до финиша, ну и после него, когда три гонщика из команды Can-Am заняли весь пьедестал почета. Это был невероятный успех, да и отличная реклама.

Вскоре на рынке появились новые мотоциклы этой марки. Ими стали машины серии T'NT класса эндуро, также претендовавшие на высокие места в соревнованиях. Особенно стоит отметить модификацию из этой серии, появившуюся в следующем 1975 году. На неё установили двигатель объёмом в 247 кубических сантиметров, при этом мощность агрегата составила неплохие 34 лошадиные силы. Ещё через три года на основе этой машины появилась другая, более мощная. Её 366-кубовый двигатель выжимал 42 лошадиные силы. Кроме того, годом ранее на основе 247-кубовой модели инженеры Can-Am создали армейский мотоцикл. Он оказался настолько удачным, что был принят в вооружённые силы не только Канады, но и Великобритании, а также Бельгии.

Компания продолжала развиваться. Появлялись новые мотоциклы. Модельная линейка стремительно росла. Неуклонно улучшались и технические характеристики мотоциклов, рос объём двигателей, а также их мощность. Появлялись и другие конструкторские новинки. Но было понятно, что канадским мотоциклам очень сложно будет догнать уровень европейских или японских машин. Они были явно впереди по развитию.

В качестве одного из примеров, можно привести такой элемент, как задняя подвеска с моноамортизатором. В японских мотоциклах она использовалась достаточно давно. А в Канаде мотоцикл впервые оснастили такой подвеской в 1983 году. Но пока это ещё не было поводом для свёртывания производства.

В 1981 году появилась новая двухтактная модель Sabre с двигателем Rotax, неоднократно использовавшемся в мотоциклах Can-Am. На этот раз мотор имел объём в 494 кубических сантиметра и мощность в 46 лошадиных сил. Он, как и все мотоциклы Can-Am, участвовал в мотокроссах и гонках эндуро.

Однако дело в том, что руководство концерна Bombardier никогда не считало производство мотоциклов основной отраслью. Почувствовав уменьшение прибылей, руководство гиганта быстро перевело производственные мощности на расширение выпуска снегоходов и гидроциклов.

Тем не менее, марка Can-Am не пропала. Права на неё были проданы концерну Armstrong. И уже там, в Англии производство мотоциклов продолжилось, но, к сожалению, не прижилось. Вскоре и Armstrong прекратил выпуск мотоциклов Can-Am. Эти машины исчезли с рынка и были бы забыты, если бы не прежние владельцы.

В 2008 году компания Can-Am неожиданно вернулась под крыло компании Bombardier Recreanational Product. И уже начат выпуск новой модели. Это, правда, не совсем мотоцикл, а, скорее, трёхколесный родстер, эдакий гибрид мотоцикла и спорткара. Он получил название Can-Am Spyder. На него установлено самое современное оборудование, а инжекторный V-twin двигатель с жидкостным охлаждением Rotax 990 имеет мощность в 106 лошадиных сил. Включено педальное управление, а также автомобильная система тормозов. Это даёт надежду на возрождение самой успешной марки в истории канадской мотоциклетной промышленности.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo