Челябинский Тракторный Завод – машиностроительное предприятие, которое специализируется на разработке и производстве дорожно-строительной техники колёсного и гусеничного типов (бульдозеров, трубоукладчиков и т.п.), двигателей внутреннего сгорания, деталей и запасных частей. Предприятие расположено в Городе Челябинск. Владельцем завода является Общество с Ограниченной Ответственностью «Челябинский тракторный завод – Уралтрак». Генеральный директор предприятия по состоянию на середину 2010 года – Валерий Михайлович Платонов.
История завода берет своё начало ещё в 1929 году, когда 29 мая Советом Народных Комиссаров СССР было принято постановление о начале строительства тракторного завода на территории Урала, производственная мощность которого была запланирована на уровне 40 тысяч тракторов ежегодно.
Прототипом первого челябинского трактора стал американский трактор модели Caterpillar 60. Строительством завода занимались профессионалы из Соединённых Штатов Америки и ряда других высокоразвитых стран. Проектирование завода было возложено на американскую архитектурную компанию Albert Kahn Incorporated, располагавшуюся в Детройте. Компания была известна тем, что до этого спроектировала Сталинградский Тракторный Завод, а до Великой депрессии 1929-1933 годов этим предприятием был создан проект завода компании Ford и нескольких других заводов в Соединённых Штатах. Возглавлял эту компанию известный во всём мире архитектор Альберт Кан.
Официальной датой основания Челябинского Тракторного Завода принято считать 1 июня 1933 года, когда первые тракторы модели «Сталинец-60» (С-60) были официально представлены, хотя с конвейера эти машины сошли ещё 15 мая. Это был гусеничный трактор с двигателем мощностью в 60 лошадиных сил. Трактор работал на лигроиновом топливе.
Через 3 года, в 1936, тракторы, изготовленные в Челябинске, приняли участие в двух масштабных экспедициях: «Снежный Поход» (экспедиция по Якутии в тяжёлых погодных условиях в 50-градусный мороз длинной более 2 тысяч километров) и Памирский переход через горы на высоте 4 тысяч километров над уровнем моря по территории Туркменского военного округа.
А в мае 1937 года перспективный трактор «Сталинец-65» был отмечен премией-дипломом «Гран-при» на Всемирной выставке «Экспо» в Париже. Уже через месяц трактор-призёр С-65 был поставлен на конвейерное производство. Он был оснащён дизельным двигателем и имел мощность в 64 лошадиные силы. В связи с наличием на машине дизельного двигателя Челябинский Тракторный Завод стал пионером дизелестроения в СССР, впервые в стране освоив выпуск топливной аппаратуры.
В связи с накаливанием политической обстановки в Европе в 1939 году на тракторном заводе началось производство артиллерийских тягачей модели «Сталинец-2» с механическим приводом и мощностью равной 105 лошадиным силам. В следующем году было продолжено расширение производства военной продукции на ЧТЗ: начались работы по освоению производства, созданного на ленинградском Кировском заводе, тяжёлого танка «Клим Ворошилов» (КВ) и изготовление 12-плужного топливного насоса «ТН-12» для двигателей тяжёлых бомбардировщиков.
Первый танк производства Челябинского Тракторного Завода был принят 31 декабря 1940 года. Ранее, 30 марта 1940 года, завод отметил выпуск юбилейного трактора: с конвейера сошла стотысячная производственная единица.
Уже после начала Второй мировой войны, 6 октября 1941 года, Челябинский Тракторный Завод им. И. В. Сталина, как он тогда назывался, был переименован в Кировский завод народного комиссариата танковой промышленности в г. Челябинске. Для полномасштабного выпуска танков в город были передислоцированы частично или полностью семь предприятий. Таким образом, Челябинский завод стал представлять собой танковый комбинат, неофициальным названием которого стало «Танкоград».
За короткий промежуток времени тракторный завод превратился в одно из сильнейших предприятий, занимающихся поставкой вооружения на фронт. За годы деятельности в военной области предприятием было изготовлено 18 тысяч танковых и САУ, почти 50 тысяч танковых дизельных моторов, более 17 миллионов боеприпасов. Впервые во всем мире на конвейерное производство была поставлена сборка танка тяжёлого типа. Во время войны «Танкоград» создал 13 типов танков и самоходных артиллерийских установок, а также 33 раза был награждён Красными Знаменами Государственного Комитета Обороны за первые места во Всесоюзных соревнованиях, два из которых были оставлены коллективу трудящихся завода на вечное хранение. Также за время Второй мировой войны Челябинский Тракторный Завод получил четыре награды: Орден Красной Звезды, дважды Орден Ленина и Орден Кутузова І степени.
После окончания военных действий предприятие вернулось к гражданскому производству дорожно-строительной техники. Послевоенным первенцем производства стал трактор «Сталинец-80», который выпускался с 5 января 1946 года. Вплоть до 1958 года количество выпущенных машин данного типа составило более 200 тысяч единиц. Этот трактор, выпускавшийся до 1961 года, имел кабину закрытого типа и двигатель мощностью 92 лошадиные силы. С-80 получил широкое распространение в СССР. К примеру, на строительстве Волго-Донского суходонного канала более половины всех тракторов представляли собой продукцию Челябинского Тракторного Завода. С-80 был вторым по популярности трактором в совхозах и колхозах, на Целине.
20 июня 1958 года завод получил своё историческое название обратно. Вновь став официально Челябинским Тракторным Заводом, предприятие стало серийно выпускать созданный ещё в 1956 году «Сталинец-100», который был награждён золотой медалью на международной выставке через 3 года – в 1961.
Трактор ДЭТ-250 с мощностью дизельного электрического двигателя в 310 лошадиных сил был запущен в производство в январе 1961 года. ДЭТ-250 был удостоен трёх первых мест на международных выставках в 1960, 1965 и 1966 годах.
Следующим серийно выпускавшимся продуктом завода стал трактор Т-100М – сильно модифицированная версия С-100. Начальная мощность двигателя Т-100М составляла 108 лошадиных сил. «Сотка» выпускалась с 1964 по 1977 года и отличалась от своих предшественников повышенным комфортом в кабине (мягкие сиденья, освещение, наличие вентиляции). Позже этот трактор получил массу модификаций с целью увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности, а также улучшения качества работы в сложных климатических условиях огромной страны.
22 января 1971 года Челябинский Тракторный Завод в третий раз в своей истории удостоился награды Орденом Ленина. ЧТЗ стал пионером и в создании производственных объединений: 10 ноября 1971 года появилось первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР объединение под названием «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».
Знаменательным событием стало использование повреждённого снарядами трактора С-60, применявшегося как военный тягач, в качестве основания обелиска, установленного на двухкилометровой высоте северного склона Эльбруса, где проходила линия фронта во время Второй мировой войны. Обелиск был открыт 6 августа 1982 года.
Через год ЧТЗ получает очередную правительственную награду Орден Трудового Красного Знамени за вклад в народное хозяйство и за заслуги во время ВОВ.
Юбилей завод отметил 1 июня 1983 года: в честь 50-летия предприятия на предзаводской площади был установлен первый, выпущенный в Челябинске, трактор С-60, а также был собран сверхмощный трактор Т-800, который предназначался для разработки особо твердых и мерзлых пород без помощи взрывчатых веществ. Мощность двигателя Т-800 составила 820 лошадиных сил. Еще один юбилей настиг ЧТЗ в следующем году, когда 3 ноября с конвейера сошел миллионный трактор.
Новая машина была запущена в массовое производство в марте 1988 года. Это был трактор Т-120. В том же году произошли два примечательных события в истории завода: достигла максимальной величины производственная мощность – 31.5 тысяч машин за год; в сентябре трактор Т-800 был занесен в Книгу рекордов Гиннеса в качестве самого большого и производительного в мире.
Последним трактором ЧТЗ, запущенным в серию после распада Советского Союза, стал Т-10, производство которого началось 30 декабря 1990 года.
После распада государства состояние ЧТЗ с каждым годом лишь ухудшалось, что привело к банкротству и долгу в 2 миллиарда рублей в 1998 году, однако, предприятие потерпело реорганизацию, было переименовано в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и осталось на плаву.
В ноябре 1999 года на Челябинском тракторном заводе было освоено производство танкового дизельного двигателя марки В-92 С2. С тех пор предприятие не перестает развиваться: продукция, выпускаемая ЧТЗ, находит одобрение на различных выставках и конкурсах, налаживается выпуск новых машин.
25 июля 2003 года Челябинский тракторный завод удостоился очередной награды: президент социалистической республики Вьетнам наградил ЧТЗ Орденом Дружбы за содействие в налаживание дружеских отношений между Вьетнамом и Российской Федерацией. В июне 2008 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий ІІ наградил Челябинский тракторный завод орденом Святого благоверного князя Дмитрия Донского.
С 2000 по 2010 год на конвейерное производство были поставлены трактор Т-10М, бульдозеры Б11 И Б12, спроектирован мини-экскаватор ЭО-112.
На данный момент Челябинский завод, насчитывающий в своем штате 20 тысяч сотрудников, организовал разветвленную сеть на территории РФ и стран СНГ, поставляя и обеспечивая надежную работу своей техники во всех регионах страны и ближнего зарубежья.
|