Известность автомобилестроительной компании «Citroen», в первую очередь, связана с именем сына успешного по французским меркам предпринимателя конца XIX века Леви Ситроена - Андре. Несмотря на раннюю смерть отца, Андре Ситроен смог самостоятельно организовать собственное дело, но до этого успел поработать в сфере производства деталей для паровозов.
В 1908 году молодой конструктор стал техническим и коммерческим директором автомобильной компании «Mors», а во времена первой мировой войны предложил государству собственную помощь в производстве боеприпасов. С того момента, по мнению историков, началась эпоха развития «Citroen», ведь благодаря успешному сотрудничеству с властями Андре удалось заработать достаточные средства и построить временный оружейный завод в городе Жавель. Именно этот завод в 1919 году преобразовался в автомобилестроительный.
В мае 1919 конструктор поразил мир своей разработкой. Вышедший в свет Citroen «A» стал одним из наиболее популярных малолитражных автомобилей начала ХХ века. Таких успехов модель достигла благодаря небывалой легкости в управлении, отличным характеристикам двигателя, разработанного Ситроеном, а также низкой стоимости. На те времена цена Citroen «A» с 1,3-литровым 18-сильным агрегата не имела конкурентов во всей Европе.
Работа пошла ударными темпами. Одной из основных целей основателя компании было достижение производственного показателя в 100 автомобилей в сутки. И уже в 1920 году Андре Ситроен добился своего. Более того, темпы производства неуклонно росли, но популярность модели «А» постепенно начала падать. Именно это и стало стимулом для разработки абсолютно нового автомобиля, коим стал Citroen «5 CV Trefle».
Андре Ситроен абсолютно не жалел денег на рекламную деятельность. Более того, по словам специалистов, PR-ходы, применяемые соответствующим отделом компании в 20-е годы минувшего столетия, в большинстве своем были бы действенными и сейчас. Можно смело говорить о том, что к началу 30-х годов ХХ века брэнд «Ситроен» был известен каждому не только во Франции, но и по всей территории Европейского континента. А филиалы компании в Италии, Англии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и Дании способствовали продолжению роста производства.
Конец 20-х годов был ознаменован выходом двух абсолютно новых автомобилей – «В12» и «В14», которые были признаны наиболее комфортными машинами тех времен. За два года серийного производства с заводских конвейеров «Citroen» сошло более 130 000 экземпляров этого авто. В 1931 же году Андре Ситроен сделал огромный шаг к тотальному завоеванию французского рынка, выпустив «Citroen Grande Lux» и установив на него 53-сильный 2,7-литровый агрегат собственного производства.
После реконструкции промышленной инфраструктуры, датированной 1933 годом и проведенной за неполные полгода, компания стала безусловным лидером европейского рынка по количеству производимых автомобилей. На тот момент доля «Ситроена» на французском рынке превышала 50%, причем новые производственные мощи компании позволяли производить более 1000 автомобилей в день.
Однако уже в следующем году, несмотря на то, что около 90% французских таксистов ездили именно на автомобилях марки «Citroen», популярность новых разработок компании резко упала, в связи с чем последовал самый настоящий крах Ситроена. Падению популярности автомобилей способствовал всемирный кризис начала 30-х годов, а итогом этого кризиса стало банкротство компании, 60% акций которой завладел известнейший французский производитель резины – «Michelin».
В 1935 году Андре Ситроена не стало, но его дело продолжили последователи. Вот только случилось это отнюдь не сразу, а лишь через 20 лет. Именно 1955 год ознаменовался выходом в свет новаторской модели Citroen «DS», которая тут же завоевала огромную популярность и позволила компании хоть немного приблизиться к своим былым показателям.
Конец 50-х и 60-е годы ХХ века не стали успешными для детища Ситроена. В этот период времени компания пыталась наладить совместное производство с некоторыми другими автомобилестроителями, однако закончилось это не так успешно, как хотелось бы. В конечном итоге в компанию влилась фирма «Panar Levassor», известная своими разработками бронированных автомобилей, а 1976 год стал примечательным в том плане, что «Citroen» вошел в состав знаменитейшего и наиболее известного во Франции на те времена концерна «Peugeot». Далеко не сразу после этого «Ситроену» удалось вернуть былую славу.
В первой половине 90-х годов минувшего века конструкторами компании были представлены такие автомобили, как Citroen «Xantia», Citroen «Saxo», а также главная разработка Citroen конца ХХ века – автофургон «Berlingo». Все эти автомобили получили своих потребителей, но инженеры компании заявляли о том, что «Citroen» еще не сказал своего последнего слова.
В этом убедились все автолюбители после выхода в свет первых автомобилей линии «С». На сегодняшний день компактный Citroen «С3», отличный хэтчбек Citroen «С4», непревзойденный седан Citroen «С5», огромный седан люкс-класса Citroen «С6», а также минивэн Citroen «С8» входят в число наиболее активно распродаваемых французских авто в Европе. Следует также обратить внимание и на модификации 4-й модели – Citroen «C4 Picasso» и Citroen «Grand C4 Picasso», дебютировавшие в 2006 и 2007 годах соответственно. Эти автомобили выгодно отличаются своими техническими характеристиками и великолепным дизайном от большинства иных авто того же класса, заполонивших автосалоны мира. Ну а последняя разработка Citroen «Jumpy» сегодня претендует на то, чтобы в 2007 году стать лучшим коммерческим автомобилем года в Европе.
Богатейшие традиции автомобилестроительной компании «Citroen» не дали ей умереть даже в наиболее сложные времена, а тесное сотрудничество с концерном «Peugeot» дает результаты, выводя детище Андре Ситроена в число лидеров европейского рынка по производству авто среднего класса.
|