Авто мир
|
|
|
|
История марки Hispano-Suiza
|
Год основания компании |
1904 |
Создатель(ли) |
Марк Биркигт и Дамиан Матьё |
|
Фотогалерея (9)
|
Швейцарский инженер Марк Биркигт приехал в Испанию, гонимый своим честолюбием, в поисках карьеры. В Барселоне будущая знаменитость устроился в компанию Cuadra, которая выпускала электромобили. Убедив хозяев фирмы в том, что перспективнее использовать бензиновые двигатели, Марк Биркигт организовал производство автомобилей, которые выпускались под названием Cuadra.
Изготовлено было всего лишь шесть экземпляров, так как компании не хватало средств. Теперь уже с финансовой поддержкой Хуана Кастро, также совладельца компании Cuadra, инженер Биркигт открыл испано-швейцарскую фабрику автомобилей Х. Кастро. Новые машины выпускались под торговой маркой Castro, но они не имели никакого успеха, что привело к возникновению очередных финансовых проблем. Тогда на помощь талантливому конструктору пришел испанский промышленник Дамиан Матьё, совместно с которым в 1904 году Биркигт, став техническим директором, открыл компанию Hispano-Suiza.
Первой моделью этого предприятия был более ранний Castro, оснащенный четырехцилиндровым двигателем, но переименованный теперь в Hispano-Suiza. Условия для развития автомобилестроения были не очень благоприятными: дорогое производство и совсем небольшой рынок сбыта сказывались отрицательно на работе любых предприятий. Автомобили Hispano-Suiza оставались дорогими и практически не востребованными в Испании. Несколько экземпляров были приобретены королевскими приближенными. Тогда технический директор решил рекламировать свою продукцию за границей с помощью соревнований. В результате в 1906 году швейцарец Пиктет купил право на изготовление 300 машин Hispano-Suiza 20НР, которые стали очень популярными на территории Швейцарии.
В том же 1906 году на автомобильной вставке в Париже компания представила две машины, оснащенные 4-цилиндровыми двигателями, объем которых составлял 3,8 и 7,4 литра. Но уже через год в производстве появились 6-цилиндровые моторы.
Специально для участия в Кубке легких автомобилей 1910 года была выпущена спортивная машина, которая немногим позже стала базой для известной модели Alfonso ХIII. Автомобиль был назван так в честь короля Испании, который, будучи увлеченным гонками, на машине Hispano-Suiza Т-15 победил в соревнованиях 1912 года Сан-Себастьяно – Мадрид, пройдя трассу за рекордно короткое время.
Автомобиль Hispano-Suiza Т-15 представлял собой простую внешне конструкцию с далеко не самым мощным двигателем (64 лошадиных силы), но довольно быструю машину, которая могла развивать скорость до 125 км/ч. Силовой агрегат, установленный на эту модель, был рядным 4-цилиндровым с водяным охлаждением и располагался продольно. Объем мотора составлял 3,6 литра. Собранный на стальной лонжеронной раме автомобиль весил около 700 кг. Расход топлива колебался в районе 16 литров на 100 км.
Производство дорогих автомобилей постепенно переехало во Францию, оставив в Испании цеха по сборке наиболее скромных машин. Причиной тому служил высокий спрос на модели Hispano-Suiza за границей и низкая платежеспособность испанцев. Первый французский цех компании Hispano-Suiza был построен в Леваллуа-Перрэ – неподалеку от столицы.
Буквально перед самым началом Первой мировой войны французские цеха компании переехали в Буа-Коломб, где был построен более вместительный завод. С началом войны Hispano-Suiza вынуждена была переключиться на производство авиамоторов, в разработке которых компания также добилась немалых успехов. В итоге авиамоторы стали второстепенной, но постоянной продукцией автомобилестроительной фирмы Hispano-Suiza.
В 1919 году, сразу же после окончания войны, была представлена одна из самых знаменитых машин Hispano-Suiza Н-6, которая часто рассматривается как пример автомобиля представительского высшего класса. На данную модель, до сих пор считающуюся великой, устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом в 6,6 литра с верхним распредвалом и единым блоком цилиндров. На проектирование этого мотора повлияли авиационные разработки инженера Биркигта. Кроме того, тормозная система новой модели, установленная на всех колесах, оборудовалась усилителем. Эта же машина послужила позже основой для разработки спортивной модели Boulogne, представленной в 1924 году.
Основная часть Hispano-Suiza Н-6 собиралась на французской фабрике в Буа-Коломб, в то время как в Испании, в Барселоне, производились похожие модели Т-41. Со временем появлялись различные модификации модели, например, Н-6В и Н-6С. На автомобиле Hispano-Suiza Н-6В, которым управлял Андре Дюбоннэ, в 1921 году был выигран Кубок Буалло. Также Дюбоннэ побеждал и на следующей модернизированной модели Н-6С, оснащенной двигателем объемом в 8 литров. В целом автомобиль Hispano-Suiza Н-6В представлял собой довольно мощное скоростное авто. Установленный на этой модели двигатель был рядным 6-цилиндровым объемом в 6,6 литра. При мощности мотора в 120 «лошадок», машина могла разгоняться до 137 км/ч.
В 1930 году в состав компании Hispano-Suiza вошла фирма Ballot, в цехах которой было открыто производство автомобиля Junior, оснащенного двигателем рабочим объемом в 4,6 литра.
В 1931 на автомобильной выставке в Париже был представлен следующий автомобиль класса люкс – модель Т-68 (или U-12). Эта роскошная машина оснащалась 12-цилиндровым V-образным двигателем с верхними клапанами рабочим объемом в 9,5 литра. Блок цилиндров в нем был изготовлен из алюминиевого сплава. Мощность мотора при этом составляла около 200 лошадиных сил. Соответственно, и максимальная скорость авто достигала 174 км/час.
Выпускались модели с различной длиной базы, но даже в 4-метровых машинах было не очень просторно. Модификация модели, автомобиль Т-68 bis, обладал двигателем рабочим объемом более 11 литров. Его мощность при этом достигала 250 «лошадок». Большой расход топлива и определенная неуклюжесть не добавляли привлекательности автомобилю стоимостью более 250 тысяч франков. Поэтому и продано было всего лишь около 100 экземпляров этой модели.
Но всемирный экономический кризис привел к значительному снижению спроса на дорогие авто, и Hispano-Suiza во Франции к 1938 году свернуло свое производство машин. Французские цеха стали выпускать авиамоторы и оружие, объединившись с концерном Bugatti.
В это время в Барселоне, приблизительно в период с 1932 по 1943 год, производилась модель Т-60, оборудованная 6-цилиндровым двигателем объемом в 3 и 3,4 литра. Этот автомобиль также оснащался гидравлическими тормозами с сервоусилителем. Но кузов был совсем непривлекательным. В итоге модель так и не стала успешной.
В 1944 году фирму Hispano-Suiza выкупила компания Pegaso, входящая в группу ENASA, и одноименная торговая марка перестала существовать, оставив огромный след в истории европейского автомобилестроения.
|
|
|