История мотоциклетной марки Husqvarna насчитывает уже более века, хотя одноименная фирма была основана в 1689 году и с самого начала своего существования занималась производством оружия для шведской армии. Спустя два с лишним века предприятие было перепрофилировано под производство мотоциклов.
Первая модель обладала одноцилиндровым однотактным двигателем мощностью в 1,5 лошадиных силы. Затем начали использоваться и другие типы двигателей, такие как NSY и двухцилиндровый Moto-rev объёмом в 600 кубических сантиметров. До начала Первой Мировой войны Husqvarna не снискала особой популярности, а в годы ведения боевых действий поставки и вовсе упали практически до нуля.
Дабы не зависеть от поставщиков, компания наладила выпуск собственных двигателей, производимых на основе Moto-rev. Существовало две модификации этих двигателей – объёмом в 550 и 941 кубический сантиметр, мощностью в 5 и 11 лошадиных сил соответственно.
На новые модели тех лет стали устанавливать трёхступенчатую коробку передач и задний цепной привод. Невыгодным становилось производство мотоциклов с двухцилиндровым двигателем, и компания взялась за выпуск одноцилиндровых мало- и среднеобъёмных двигателей JAP. Этот двигатель, в частности, был установлен на мотоцикл Model 50. Это был один из первых действительно успешных мотоциклов компании. В продажу поступали различные варианты байков, которые оборудовались агрегатами мощностью от 20 до 30 лошадиных сил.
Началось производство и гоночных моделей. Первой машиной этой серии стал мотоцикл с V-образным двухцилиндровым двигателем объёмом в 500 «кубов». Мотоцикл стал успешно выступать на Гран-При Швеции, и принёс далеко не одну золотую медаль в копилку компании в период с 1932 по 1935 годы. А уже в 1934 году Husqvarna впервые засветилась на международной арене. В соревнованиях Tourist Trophy в классе 500 кубических сантиметров разработанному компанией байку удалось занять третье место, а в классе 350 «кубов» перед самым финишем у мотоцикла закончилось топливо, хотя он шёл на уверенную победу.
До 1936 года продажи компании оставались на неизменно низком уровне. Спортивные успехи, вопреки ожиданиям, не принесли дорожным мотоциклам Husqvarna особого авторитета в глазах потенциальных покупателей. Сказывалась неизвестность марки за рубежом. Единственное преимущество – Швеции удалось сохранить нейтралитет во Второй Мировой войне, и это позволило полноценно расширяться и развиваться, пока другие европейские компании переживали кризис.
Руководство компании решилось на радикальные меры. Практически полностью было заморожено производство старых мотоциклов, а мощности предприятий были переведены на выпуск нескольких лёгких моделей объёмом двигателя в 98 и 118 кубических сантиметров.
Положение несколько улучшилось, и до 1953 года компания придерживалась принятой стратегии. Тогда был выпущен новый мотоцикл Drombagen весом каких-то 75 килограммов с двигателем мощностью в 9 лошадиных сил. Для своего времени это модель стала знаменитой и послужила прототипом для внедорожных мотоциклов компании Husqvarna. Drombagen принимал участие в популярных тогда в Швеции мотокроссах, а гонщик Рольф Тибблин на этом байке выступил на европейских соревнованиях в классе 250 «кубов» и достиг немалых успехов, хотя до медалей дело не дошло. Чтобы закрепить это достижение, был налажен выпуск подобных мотоциклов с двигателями в 250 кубических сантиметров и таким же небольшим весом – около 90 килограммов. На этой машине был выигран чемпионат Европы.
Вскоре выпуск дорожных мотоциклов был окончательно прекращён. Руководство компании пришло к выводу о том, что производство моделей класса «off-road» будет более перспективным. И это действительно принесло свои плоды, ведь разработки компании становились всё более популярными, продажи неуклонно росли, а также появлялись всё новые успехи в спортивных состязаниях.
Новая линейка кроссоверов с двигателями объёмом в 244 и 360 кубических сантиметров, оборудованных четырёхступенчатыми коробками передач, принесла серию побед на чемпионатах мира.
К началу 70-х годов модельный ряд был расширен ещё и 124-кубовой моделью, предназначенной большей частью для экспорта в США. Было налажено также производство мотоциклов по заказу Вооруженных сил Швеции. На них установили один из самых успешных двигателей объёмом в 250 кубических сантиметров и автоматическую коробку передач.
В последующие лет десять успех преследовал компанию. Росла популярность, а значит и прибыль компании. Не прекращались успехи и на спортивном поприще. От этого ещё более неожиданным стало сделанное в 1986 году заявление руководства компании о продаже лицензии на производство итальянскому концерну Cagiva. И уже именно в Италии выпускались новые модели WRE125 и ТЕ610Е, также неплохо проявившие себя в гонках.
В 2007 году права на производство и использование марки перешли к компании BMW. Именно в Германии стали производиться современные модели, такие как Husqvarna TC 250, Husqvarna TC 450 или Husqvarna TC 510. Таким образом, марка Husqvarna жива и по сей день, но настоящие поклонники этих мотоциклов считают 1986 годом «смерти» одного из ведущих производителей мотоциклов в Европе – компании Husqvarna.
|