Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    
 /   /   /  ИжАвто

История марки ИжАвто


Год основания компании
1965
Создатель(ли)
ЦК КПСС
Интернет сайт
 (6)

ОАО «ИжАвто» (Открытое Акционерное Общество «Ижевский автомобильный завод») – автомобильное предприятие города Ижевск, Республика Удмуртия, Россия – самое крупное предприятие в Ижевске.

История «ИжАвто» началась в 1965 году. Решение о строительстве автомобильного завода в Ижевске было принято по инициативе Дмитрия Фёдоровича Устинова, который курировал на тот момент оборонную промышленность СССР. Строительство стало крупномасштабным: было изъято более 3 миллионов кубических сантиметров грунтов, залито 20 тысяч кубических метров бетона, к созданию предприятия приложили руку рабочие 42 национальностей. Во время этого строительства были задействованы самые передовые технологии.

Вот лишь несколько примеров: для сооружения корпусов впервые в Советском Союзе были использованы вертолеты; цех штамповки получил уникальный и единственный в своём роде пресс, который был заказан во Франции в 1969 году. Его транспортировку осуществляли с помощью теплохода «Нева» из Гавра в Удмуртию. Вес всего пресса составил 160 тонн, а головки отдельно – 121 тонну.

Первый цех заработал в том же 1969 году – это был цех мелкой штамповки. Также завершалась организация сварочно-кузовного производства. К концу года было окончено строительство целого ряда цехов: окраски, сварки, сборки «белого кузова», мягких узлов, окончательной сборки, а, кроме того, в эксплуатацию были введены котельная и комбинат питания. Осенью 1970 года заработал главный конвейер, общая протяжённость которого составила 50 километров. Проектная мощность завода составила 220 тысяч единиц ежегодно. Завод был снабжён новейшими разработками передовых западных фирм.

Оборудование для прессового, гальванического, сварочного, окрасочного и сборочного цехов стоимостью в несколько миллионов рублей было приобретено через такие всемирно известные фирмы, как Renault и Erfurt. В свою очередь, компания Renault привлекла к работам по оборудованию завода и другие крупные компании с мировым именем – Bliss, Spirtz, а также Clearing.

Требования к заводу были схожи с требованиями к Волжскому заводу, так как основывались эти предприятия в одно время. Одинаковым планировалось производство продукции на 100 квадратных метров площади предприятия и себестоимость выпускаемой продукции. Каждый рабочий завода должен был за год изготовить автомобили в количестве 20-23 экземпляров.

Первый автомобиль под маркой «ИЖ» сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года, задолго до окончания строительства завода. Этим автомобилем стал Москвич-408, а столь быстрое начало производства было связано с тем, что в Ижевск автомобиль передали из московского Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола, и все комплектующие и детали также поставлялись с АЗЛК. Всего в декабре было собрано уже 300 автомобилей модели Москвич-408, а в мае был выпущен 1000-й экземпляр машины. Производство 408-го Москвича завершилось в 1969 году выпуском 4196 экземпляров автомобилей. Этот автомобиль позволил протестировать производственные технологии, что сделало дальнейший выпуск машин более простым.

Следующей моделью, вышедшей на предприятии «ИжАвто», стал Москвич-412 – более усовершенствованная версия 408-й модели. По сравнению со своим предшественником, новый автомобиль имел больший объём двигателя, увеличенную скорость, а также слегка улучшенный дизайн. Москвич-412 стал настоящей легендой. В доказательство этому можно сказать, что данная модель выпускалась вплоть до 1999 года, то есть спрос на него не спадал даже по прошествии трёх десятилетий. За 32 года производства «ИжАвто» выпустил 2 317 493 единиц автомобиля данной модели.

На базе 412-го Москвича конструкторы Ижевского завода спроектировали целый ряд других автомобилей. Например, ИЖ-2715 – цельнометаллический развозной фургон лёгкого типа, выпускавшийся в течение 25 лет, а также ИЖ-2125 «Комби» - первый советский хэтчбек, производство которого было остановлено в 1997 году.

Фургон ИЖ-2715, появившийся в продаже в 1972 году, был по достоинству оценен потребителями. Высокому уровню продаж способствовало то, что у этого коммерческого автомобиля не было конкурентов на территории СССР. Положительным фактором стало и наличие не самого низкого спроса заграницей. Автомобиль зарекомендовал себя как надёжное транспортное средство с высокой грузоподъёмностью, поэтому с 1972 по 2001 годы было выпущено свыше 1 миллиона единиц ИЖ-2715 по всему миру. Позднее, в 2005, «ИжАвто» стал снова выпускать ИЖ-2715, но теперь на основе ВАЗ-2104.

ИЖ-2125 был спроектирован в 1966 году, тогда же его продемонстрировали на выставке в Москве, но серийное производство «Комби» началось лишь в 1973 году. Особенности конструкции, такие, например, как ступенчатая задняя часть кузова, широкая пятая дверь и просторный багажник, помогли ИЖ-2125 «Комби» быстро завоевать популярность потребителей на внутреннем и внешнем рынках. За всю история модели было собрано около 415 тысяч машин.

1988 год оказался плодотворным для «ИжАвто». Было зарегистрировано рекордное количество выпускаемых автомобилей – 190 тысяч. Внешний рынок к тому времени был довольно широким. Автомобили производства «Иж» закупали Азия (Афганистан, Китай, Турция, Сирия), Европа (Венгрия, Финляндия), и даже Центральная Америка (Никарагуа, Панама, Ямайка, Куба). Но объёмы поставок, несмотря на обширную географию, были невелики.

Первый полноприводный автомобиль Советского Союза был изготовлен в Ижевске в 1970 году. Им стал джип ИЖ-5, оснащённый самоблокирующимся дифференциалом. В 1971 году на его основе был спроектирован автомобиль ИЖ-14. Однако больше всего модель запомнилась тем, что стала прототипом волжской «Нивы». В том же году на «ИжАвто» был разработан переднеприводный автомобиль ИЖ-13. Но контролирующее предприятие министерство обороны не хотело, чтобы Ижевский завод выпускал разноплановые автомобили, поэтому в Ижевске вынуждены были сосредоточиться лишь на заднеприводных моделях.

Ещё одним перспективным автомобилем «ИжАвто» возможно стал бы гибридный автомобиль со стандартным двигателем внутреннего сгорания и электрическим агрегатом. Проект был реализован, автомобиль был создан, но наступившие 90-е годы не дали конструкторам реализовать до конца своё детище – проект гибридного автомобиля на заводе свернули

.

14 сентября 1990 года в Ижевске был сварен кузов автомобиля ИЖ-2126 «Ода». Это был заднеприводный пятидверный хэтчбек, оснащённый двигателем ВАЗ-2106. Среди автолюбителей ИЖ-2126 получил прозвище «Орбита», а официальное «Ода» появилось в 1999 году. На базе «Оды» были выпущены фургоны ИЖ-2717, «пикапы» ИЖ-27171, ИЖ-212615. В следующем году на основе всё той же модели спроектировали «универсал» ИЖ-212615 Fabula. О качестве этих автомобилей можно судить, учитывая тот факт, что полноприводная «Ода» принимала участие в автопробеге «Евразийский путь». За время автопробега автомобиль преодолел снежную пустыню заполярья с её снегопадами и 40-градусными морозами, не потерпев поломок.

Кризис 1990-х годов заметно сказался на «ИжАвто»: объёмы производства упали до 10 тысяч в год при мощности завода, составляющей 220 тысяч. Остановилась проектировка новых автомобилей, начались сокращения коллектива и задержка выплат заработной платы. Несмотря на то, что в Ижевске было подписано соглашение о поставках коммерческих автомобилей в республику Беларусь, после приезда в столицу Удмуртии президента Александра Лукашенко это не смогло исправить сложившуюся ситуацию.

Возрождение завода началось в 2000 году, когда предприятие «ИжАвто» перешло в руки новых руководителей, среди которых были специалисты, работающие на предприятии АвтоВАЗ. За этот и два последующих года в Ижевск было перенесено производство «четвёрок» и «шестёрок». На данный момент «ИжАвто» собрал уже около 250 тысяч волжских автомобилей.

К 2004 году «ИжАвто» занимал второе место в России по производству легковых автомобилей. После кризиса, с 2000 по 2004 годы, объём производства вырос в 4 раза, а доля автомобилей «ИжАвто» на рынке возросла с 3% до 8%. Однако автомобили марки ИЖ было решено снять с производства из-за устаревания моделей, падения спроса и убыточности производства. Производство восстановили уже в 2005 году, но на тот момент компания ВАЗ снизила заказ на производство своих автомобилей в Ижевске. В результате «ИжАвто» оказался в сложном положении, выход из которого был найден в подписании соглашения с KIA Motors Corporation.

Переговоры с корейской компанией KIA Motors Corporation велись ещё с 2001 года. В 2003 в Ижевске началась сборка KIA Spectra. В марте следующего года первая партия KIA Spectra в количестве 596 единиц была собрана из корейских деталей. 22 марта 2005 года в Ижевске было официально открыто производство KIA Spectra. Рекордными темпами осуществлялось производство. Сварка и сборка была произведена в период с февраля по июль 2005 года.

В это же время компания «ИжАвто» получила награду «Лучший экспортер Удмуртской Республики» за 2004-2005 годы. Апрель 2005 года принёс Ижевскому заводу ещё одну приятную новость: был издан указ №166 правительства Российской Федерации, согласно которому предприятие, наладившее у себя сварку, окраску и сборку иностранных автомобилей, имеет право на беспошлинный ввоз многих комплектующих для собираемых машин. Предприятие «ИжАвто», попадавшее в категорию предприятий промышленной сборки, первым в стране воспользовалось правительственными льготами.

В 2007 году ОАО «ИжАвто» было отмечено экспертным советом Национальной энциклопедии личностей, получив статус «Лидер Российской экономики».

На данный момент объём производства KIA Spectra превысил 100 тысяч единиц, а 22 июня 2008 года был подписан контракт на сборку KIA Sorento, которая велась ещё с марта 2007 года. Специально под новые модели была произведена модернизация цеха. В сварочном цеху, например, появился участок, где сваривают кузова внедорожников – один кузов в течение 20 минут. Роботизированные линии окраски были подвергнуты перепрограммированию.

Однако в начале 2009 года в результате существенного спада сбыта продукции на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. Завод функционировал лишь три дня в неделю по шесть часов, а руководство поговаривало о полной остановке производства и увольнении 98% сотрудников. Производство на предприятии остановилось в мае, а 6 августа в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление от предприятия ОАО «ИжАвто» о банкротстве. Завод был признан банкротом по решению суда, а в сентябре 2009 года прокуратура завела дело по статье «Преднамеренное банкротство». Однако компания «ИжАвто» запланировала возобновить производство автомобилей уже в июле 2010 года, чему поспособствовало подписание меморандума о взаимопонимании между правительством Удмуртии и Hyundai Motor Company. Теперь «ИжАвто» начнёт вставать на ноги при сотрудничестве корейского автогиганта.

случайное из галереи


     Фотоотчет с VW FESTIVAL 2009


     Фото Maserati (Мазерати)


     bosozoku



все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo