Началом истории мотоциклетной компании Jawa (Ява) принято считать 1929 год. Именно тогда Франтишек Янечек, который основал фирму в 1922 году, и именно с тех пор занимался работой над трофейными пулемётами, приобрёл лицензию на производство 500-кубового мотоцикла марки Wanderer.
Это был 500-кубовый байк, мощность двигателя которого составляла 18 «лошадок». Однако конструкция мотоцикла оказалась достаточно сложной, в связи с чем, Янечек счёл целесообразным установить далеко не самую низкую цену на него. И эта цена отнюдь не способствовала популяризации байка. Компания терпела убытки, и в результате производство модели было приостановлено.
В 1931 году компания изменила принципы своей деятельности, сконцентрировавшись на производстве небольших мотоциклов, которые оснащались двухтактными двигателями. Первым таким байком стала модель Jawa 175, оборудованная 175-кубовым 5-сильным двигателем. Мотоцикл оказался весьма успешным и популярным, а компания продолжила производство лёгких байков.
Уже к середине 30-х линейка Jawa значительно расширилась: сперва дебютировала модель Jawa 250, не отличавшаяся от 175-й модели ничем, кроме объёма двигателя. Затем был представлен мотоцикл Jawa 350, на который устанавливался 346-кубовый 12-сильный силовой агрегат, а в 1936 году компания произвела первый мотовелосипед Jawa Robot, оснащавшийся простеньким двигателем объёмом в 99 кубических сантиметра и мощностью в 2,6 «лошадки».
Настоящий прорыв произошёл в 1939 году. Тогда компания презентовала очередную версию-последовательницу Jawa 175, которая на сей раз была оснащена абсолютно новым двигателем собственного производства, получившим название Jawa Duplex-Block. Этот силовой агрегат обладал мощностью в 9 лошадиных сил при объёме в 248 «кубиков» и стал одним из лучших в мире моторов.
Оккупационный период компания провела под контролем немецких властей, но уже в 1944 году предприятие представило общественности несколько новых моделей мотоциклов, а также двигателей собственного производства объёмом в 250 и 350 кубических сантиметров. Все новые мотоциклы поступили в серийную сборку уже к 1945 году, после того как предприятие было национализировано. Таким образом, послевоенная «акклиматизация» Jawa продлилась совсем недолго, и закончилась она солидным подъёмом.
1946 год ознаменовался получением золотой медали мотоциклом Jawa 250 на выставке в Париже. Байк был оснащён 250-кубовым 9-сильным агрегатом, а уже через два года в параллельное серийное производство поступила его модификация Jawa 350, оснащённая 350-кубовым агрегатом мощностью в 12 «лошадок». В том же 1948 году мотоциклетная компания Ogar вошла в состав Jawa.
В начале 50-х руководство предприятия поставило перед своими специалистами новую цель: произвести лучший в мире мотоцикл, оснащённый 4-тактным двигателем. Вскоре задание было выполнено: уже в 1952 году модель поступила в производство. Байк оборудовался ультрасовременным на те годы силовым агрегатом мощностью в 26 лошадиных сил и объемом в 488 кубических сантиметра. Этот мотоцикл производился вплоть до 1958 года, и стал одним из самых популярных в истории компании.
В тот же период времени дебютировали и абсолютно новые байки с маятниковой задней подвеской – это были модели с индексами 353 и 354, оснащённые 250- и 350-кубовыми двигателями соответственно.
В 1962 году компания осуществила глобальную модернизацию своих основных моделей, оснащённых двигателями объёмом в 250 и 350 «кубиков». Причём байки не только получили новую начинку, но и несколько изменили внешний вид. Основным отличием с дизайнерской точки зрения стала новая форма верхнего кожуха фары, который стал закрывать весь руль. Что касается двигателей, то они также были заменены на 14- и 18-сильные соответственно.
Мотоцикл Jawa Pioneer образца 1960-х годов – пожалуй, наиболее известный в мире байк, оснащавшийся 50-кубовым силовым агрегатом. Отметим, что этот яркий представитель малокубаторной мотоциклетной техники чехословацкого происхождения обладал трёхступенчатой коробкой переключения передач, да и вообще пользовался огромным спросом не только на территории Чехословакии, но и за её пределами.
Начало 70-х ознаменовалось новшествами в подходе к дизайну мотоциклов. Именно тогда дебютировали модели 250-623 и 350-433, которые были оснащены 18-дюймовыми колёсами, а также совершенно непривычный дизайн. Эти мотоциклы тут же получили народное название Jawa Bizon, с которым до сих пор и ассоциируются.
В 1973 году деятельность предприятия остановилась, но у компании хватило средств, дабы выбраться из огромной ямы и продолжить производство. Это произошло в 1984. Тогда же была представлена и первая после длительного перерыва модель Jawa 350-638, которая производится и сегодня.
Практически с первых лет своего существования компания пошла по пути многих мотоциклетных производителей и стала участвовать в разнообразных спортивных состязаниях. Причём в послевоенное время Jawa достигла таких высот в мотоспорте, что выступление за эту команду считалось признаком высочайшего класса. А вот сегодня, к сожалению, в мотоспорте компания не представлена.
Да и вообще уровень производства предприятия на сегодняшний день крайне низок. Периодически выходят новые модели, такие как Jawa 250 Travel, Jawa 350 Tramp, Jawa 650 Classic и другие, но слишком уж популярными они так и не становятся. Тем не менее, быть обладателем мотоцикла Jawa до сих пор считается престижным, поскольку продукция чехословацкой компании всегда соответствовала высочайшим стандартам качества.
|