Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    

История марки Jawa


Год основания компании
1929
Создатель(ли)
Франтишек Янечек
 (6)

Началом истории мотоциклетной компании Jawa (Ява) принято считать 1929 год. Именно тогда Франтишек Янечек, который основал фирму в 1922 году, и именно с тех пор занимался работой над трофейными пулемётами, приобрёл лицензию на производство 500-кубового мотоцикла марки Wanderer.

Это был 500-кубовый байк, мощность двигателя которого составляла 18 «лошадок». Однако конструкция мотоцикла оказалась достаточно сложной, в связи с чем, Янечек счёл целесообразным установить далеко не самую низкую цену на него. И эта цена отнюдь не способствовала популяризации байка. Компания терпела убытки, и в результате производство модели было приостановлено.

В 1931 году компания изменила принципы своей деятельности, сконцентрировавшись на производстве небольших мотоциклов, которые оснащались двухтактными двигателями. Первым таким байком стала модель Jawa 175, оборудованная 175-кубовым 5-сильным двигателем. Мотоцикл оказался весьма успешным и популярным, а компания продолжила производство лёгких байков.

Уже к середине 30-х линейка Jawa значительно расширилась: сперва дебютировала модель Jawa 250, не отличавшаяся от 175-й модели ничем, кроме объёма двигателя. Затем был представлен мотоцикл Jawa 350, на который устанавливался 346-кубовый 12-сильный силовой агрегат, а в 1936 году компания произвела первый мотовелосипед Jawa Robot, оснащавшийся простеньким двигателем объёмом в 99 кубических сантиметра и мощностью в 2,6 «лошадки».

Настоящий прорыв произошёл в 1939 году. Тогда компания презентовала очередную версию-последовательницу Jawa 175, которая на сей раз была оснащена абсолютно новым двигателем собственного производства, получившим название Jawa Duplex-Block. Этот силовой агрегат обладал мощностью в 9 лошадиных сил при объёме в 248 «кубиков» и стал одним из лучших в мире моторов.

Оккупационный период компания провела под контролем немецких властей, но уже в 1944 году предприятие представило общественности несколько новых моделей мотоциклов, а также двигателей собственного производства объёмом в 250 и 350 кубических сантиметров. Все новые мотоциклы поступили в серийную сборку уже к 1945 году, после того как предприятие было национализировано. Таким образом, послевоенная «акклиматизация» Jawa продлилась совсем недолго, и закончилась она солидным подъёмом.

1946 год ознаменовался получением золотой медали мотоциклом Jawa 250 на выставке в Париже. Байк был оснащён 250-кубовым 9-сильным агрегатом, а уже через два года в параллельное серийное производство поступила его модификация Jawa 350, оснащённая 350-кубовым агрегатом мощностью в 12 «лошадок». В том же 1948 году мотоциклетная компания Ogar вошла в состав Jawa.

В начале 50-х руководство предприятия поставило перед своими специалистами новую цель: произвести лучший в мире мотоцикл, оснащённый 4-тактным двигателем. Вскоре задание было выполнено: уже в 1952 году модель поступила в производство. Байк оборудовался ультрасовременным на те годы силовым агрегатом мощностью в 26 лошадиных сил и объемом в 488 кубических сантиметра. Этот мотоцикл производился вплоть до 1958 года, и стал одним из самых популярных в истории компании.

В тот же период времени дебютировали и абсолютно новые байки с маятниковой задней подвеской – это были модели с индексами 353 и 354, оснащённые 250- и 350-кубовыми двигателями соответственно.

В 1962 году компания осуществила глобальную модернизацию своих основных моделей, оснащённых двигателями объёмом в 250 и 350 «кубиков». Причём байки не только получили новую начинку, но и несколько изменили внешний вид. Основным отличием с дизайнерской точки зрения стала новая форма верхнего кожуха фары, который стал закрывать весь руль. Что касается двигателей, то они также были заменены на 14- и 18-сильные соответственно.

Мотоцикл Jawa Pioneer образца 1960-х годов – пожалуй, наиболее известный в мире байк, оснащавшийся 50-кубовым силовым агрегатом. Отметим, что этот яркий представитель малокубаторной мотоциклетной техники чехословацкого происхождения обладал трёхступенчатой коробкой переключения передач, да и вообще пользовался огромным спросом не только на территории Чехословакии, но и за её пределами.

Начало 70-х ознаменовалось новшествами в подходе к дизайну мотоциклов. Именно тогда дебютировали модели 250-623 и 350-433, которые были оснащены 18-дюймовыми колёсами, а также совершенно непривычный дизайн. Эти мотоциклы тут же получили народное название Jawa Bizon, с которым до сих пор и ассоциируются.

В 1973 году деятельность предприятия остановилась, но у компании хватило средств, дабы выбраться из огромной ямы и продолжить производство. Это произошло в 1984. Тогда же была представлена и первая после длительного перерыва модель Jawa 350-638, которая производится и сегодня.

Практически с первых лет своего существования компания пошла по пути многих мотоциклетных производителей и стала участвовать в разнообразных спортивных состязаниях. Причём в послевоенное время Jawa достигла таких высот в мотоспорте, что выступление за эту команду считалось признаком высочайшего класса. А вот сегодня, к сожалению, в мотоспорте компания не представлена.

Да и вообще уровень производства предприятия на сегодняшний день крайне низок. Периодически выходят новые модели, такие как Jawa 250 Travel, Jawa 350 Tramp, Jawa 650 Classic и другие, но слишком уж популярными они так и не становятся. Тем не менее, быть обладателем мотоцикла Jawa до сих пор считается престижным, поскольку продукция чехословацкой компании всегда соответствовала высочайшим стандартам качества.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo