Достаточно сложно точно назвать дату основания японской автомобилестроительной компании Nissan, но мы будем считать ей 26 декабря 1933 года, что соответствует и официальной версии.
Суть коллизии состоит в том, что первый прародитель корпорации был зарегистрирован в 1911 году. Именно тогда Масудзиро Хасимото открыл в Токио автомобильный завод компании Kwaishinsha Co, который производил машины под названием Dat (по первым буквам фамилий основателей). В 1925 году детище Хасимото объединилось с основанной в 1919-м компанией Jitsuyo Jidosha Co и получило новое имя – Dat Jidosha Seizo Co. А в конце 1933 произошла существенная реструктуризация, в результате чего президентом новообразованной фирмы Jidosha Seizo Co стал Йошисуке Айкава. Спустя полгода название компании стало почти таким, каким мы привыкли его видеть сегодня: Nissan Motor Co.
В том же году произошла первая экспортная сделка в истории компании. В страны Азии и Латинской Америки были проданы первые 44 автомобиля модели Datsun, производство которой началось за год до реструктуризации. А дебютным легковым автомобилем марки Nissan за всю ее историю стал Nissanocar, выпускавшийся с 1934 года. Он начал производиться на новом заводе Nissan Yokohama Plant. В апреле 1935 на этом же заводе стартовала конвейерная сборка модели Datsun, которая комплектовалась деталями исключительно японского производства. Практически сразу после начала массовой сборки этого авто стартовал и его экспорт в Австралию.
До начала Второй мировой войны компания успела начать продажу трёх новых моделей: габаритной «легковушки» Nissan Type 70, грузового фургона Nissan Type 80, а также автобуса Nissan Type 90. А в разгар военных действий, после того как в 1943 году был построен новый завод Yoshiwara, производство автомобилей приостановилось вплоть до 1947 года. До этого момента компания успела еще раз сменить имя. Теперь она называлась Nissan Heavy Industries.
В 1951 в свет вышел первый полноприводный внедорожник производства Nissan. Это был известный нынче Patrol, оснащённый двигателем с шестью цилиндрами. В следующем году произошло ещё одно знаковое событие: между японской компанией Nissan и британским автомобилестроителем Austin Motor Co был подписан договор, в рамках которого в 1953 дебютировал первый Austin, сошедший с заводского конвейера японского производителя. А заканчивались 50-е так же продуктивно, как и начинались: в 1958 стартовал экспорт автомобилей в США, в конце лета того же года с конвейера сошла первая машина Datsun Bluebird, а спустя месяц два автомобиля Datsun 210 принимали участие и одержали командную победу в престижном австралийском ралли.
1960-й дал старт ещё одной модели, которая стала символом автомобилестроительной Японии. Речь идёт о машине Nissan Cedric, ознаменовавшей расцвет промышленности страны образца середины ХХ столетия. Этот прекрасный седан, обладавший роскошным дизайном и оборудованный всевозможными техническими новинками того периода, в 1964 году перевозил Олимпийский Огонь из Греции в Японию, в которой состоялись очередные Олимпийские Игры.
В первой половине 60-х было построено два новых завода компании Nissan. Кроме того, конструкторам автомобилестроительной фирмы удалось несколько обновить модельный ряд. Так в 1965 году в свет вышел спортивный Skyline 2000GT-B, который, тем не менее, начал активно раскупаться даже не самыми богатыми покупателями. А уже в 1966 дебютировала компактная модель Datsun Sunny 1000, ставшая одним из самых популярных автомобилей Японии конца 60-х. В том же 1966 Nissan выкупил компанию Prince Motor Co, после чего модельный ряд пополнил и автомобиль Gloria, оснащённый мощнейшим на тот момент японским двигателем. Именно его установка способствовала победе автомобиля Gloria Super 6 на 11 ралли Японии. Высоких спортивных результатов в конце 60-х добились также модели Nissan Prince R380 и Nissan Bluebird.
1967 год ознаменовался презентацией лимузина Prince Royal, оснащённого 8-цилиндровым V-образным двигателем объёмом в 6,4 литра, а в 1968 на рынке дебютировал Nissan Fairlady 2000, который обрёл особую популярность за рубежом. Именно для экспорта была предназначена ещё одна модель, увидевшая свет в 1969 году. Легендарный Datsun 240Z весьма оперативно стал самым продаваемым автомобилем в мире. К концу 70-х было продано 500 000 экземпляров данного авто.
В начале же этого десятилетия последовало ещё несколько крупных побед на международных состязаниях. К тому моменту компания производила не только автомобили и силовые агрегаты к ним, но и другие типы двигателей: авиационные, ракетные, корабельные. Кроме того, Nissan стал участвовать в экологических программах, разрабатывая практически безвредные для окружающей среды моторы. Также был изобретён автомобиль Experimental Safety Vehicle, сразу же ставший одним из самых безопасных транспортных средств в мире. А в 1971 был открыт новый завод Tochigi Plant в США.
Середина 70-х ознаменовалась новыми достижениями. В 1972 с конвейера завода Nissan сошёл 10-миллионный автомобиль, а спустя несколько лет той же отметки достигли и продажи продукции компании в Японии. Но самое удивительное, что в 1977 году показатель производства был уже удвоен и составил 20 млн. авто. В том же 1977 закончилось строительство нового завода Kyushu Plant.
В 80-х годах ХХ века, после того как количество экспортированных автомобилей перевалило за 10 млн. экземпляров, начался настоящий мировой бум. В период с 1980 по 1990 компанией было построено несколько заводов в иностранных государствах. Кроме того, в тот период времени активно открывались зарубежные представительства Nissan. Особенно важными стали представительства в США и Великобритании, которые на первых порах сконцентрировались на производстве моделей Datsun и Sunny, получившей новое название Sentra.
Выпущенная в 1983 году модель Safari уже спустя один год одержала уверенную победу в ралли Париж-Дакар в классе внедорожников. В 1985 компания Nissan поглотила тайваньскую фирму Yulon Motor Co, а в 1986 дебютировал ещё один полноприводный внедорожник Nissan Terrano. Уже тогда можно было говорить о том, что «внедорожная» линейка компании Nissan не просто пользуется спросом, но и обладает огромнейшим потенциалом.
Новая модель Ниссан, получившая индекс Be-1, впервые была представлена в 1987 году. Через год дебютировал и автомобиль под названием Nissan Cima. Кроме того, в том же 1988 так и не ставшая популярной во всём мире модель Nissan Silvia Q получила звание самой шикарной с дизайнерской точки зрения машиной Японии, после чего удостоилась и приза «Автомобиль года в Японии».
В 1989 году был учрежден головной офис компании Nissan в Европе, а также европейский сервисный центр. Кроме того, в том же 1989 предприятие открыло подразделение Infiniti Division of Nissan North America, которое специализировалось на производстве автомобилей «люкс-класса», прежде всего, для североамериканского рынка.
90-е годы ХХ века стали особо важными в истории компании. В начале десятилетия в США началось производство и продажи Nissan Altima, а в Великобритании дебютировал автомобиль Micra. Обе эти модели получили признание среди автолюбителей и завоевали несколько престижных наград, таких как «Автомобиль года в Европе», «Автомобиль года в Японии» и «Новый автомобиль года». Также в начале 90-х в свет вышла модель Primera, после чего было презентовано следующее поколение внедорожного «монстра» Nissan Terrano, выпущенного для европейского рынка, и второе поколение Maxima QX. Кроме того, в 1995 году дебютировала известная и чрезвычайно популярная сегодня модель Almera.
Несмотря на финансовый кризис, поглотивший компанию в тот период времени, её специалистам удалось разработать гибридный автомобиль, который вышел в свет в 1997 году. Но это была лишь первая попытка, увенчавшаяся относительным успехом. В дальнейшем работа над «гибридомобилем» обещала продолжиться. А тем временем в свет выходили всё новые и новые модели марки Nissan, становившиеся популярными и не очень. В 1998 году в очередной раз был обновлён внедорожник Patrol, получивший индекс GR и 6-цилиндровый двигатель объёмом в 2,8 литра. Но уже через год, в связи с некоторыми проблемами, было создано объединение компаний Nissan и Renault, которое должно было способствовать развитию обеих фирм. Первой же совместной разработкой стала концептуальная модель Fusion.
Первые годы нового столетия принесли компании Nissan массу престижных наград. За отличный дизайн, высокое качество, безопасность во время езды и многочисленные технические инновации награждались такие модели как Bluebird Sylphy, Micra, Altima и Primera. Вместе с тем велась и разработка новых автомобилей. Так в начале XXI века дебютировали внедорожные модели Nissan X-Trail и Nissan Murano. Позднее к ним присоединились и другие автомобили. Особенно следует отметить выход в свет ещё одного полноприводного «гиганта» Navara, 5-дверного хэтчбека Note, а также дебют кроссовера «гольф-класса», продаваемого в СНГ под именем Qashqai.
2002 год стал годом подписания соглашения о партнёрстве в Китае между компанией Nissan Motor Co и китайским производителем Dongfeng Motor Co. Новообразованная структура получила имя Dongfeng Motor Co, Ltd. В следующем же году дизайн-центр корпорации Nissan, доселе располагавшийся в Мюнхене, переехал в Лондон.
За последние несколько лет позиции концерна Nissan на японском и мировом рынках укрепились. В 2007 году было продано более 3,75 млн. автомобилей производства этой компании, что позволило получить чистую прибыль, превышающую 4,2 млрд. долларов. Это свидетельствует о том, что сегодня Nissan Motor Co – один из наиболее успешных и амбициозных производителей автомобилей в мире.
|