Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    
 /   /   /  ПАЗ

История марки ПАЗ


Год основания компании
1930
Создатель(ли)
ЦК КПСС
Интернет сайт
 (5)

ОАО «Павловский Автобус» (ранее – Павловский Автобусный Завод им. А. А. Жданова) - крупнейший производитель автобусов малого, среднего и большого классов на территории России. Завод расположен в городе Павлово Нижегородской области, Россия.

Когда в 1930 году было начато строительство Горьковского Автомобильного Завода, чтобы восполнить дефицит автомобилей в огромном Советском Союзе, большому предприятию были необходимы заводы, обеспечивающие его шофёрским инструментом и кузовной аппаратурой. Для этого было принято решение о строительстве завода в городе Павлово-на-Оке. Строительство, начатое 5 июля 1930 года, продолжалось в течение двух лет, и завершилось в 1932 году.

Массовый выпуск автобусного оборудования был начат в октябре того же года под маркой ЗАТИ. Завод выпускал автомобильные инструменты вплоть до 1952 года. Однако во время Великой Отечественной войны был сделан перерыв в производстве инструментов и автобусных кузовов – тогда было попросту не до них, ведь завод был перепрофилирован на производство боеприпасов. По окончании войны вновь была произведена реорганизация и модернизировано оборудование.

24 апреля 1952 года завод получил новое название – Павловский Автобусный Завод им. А. А. Жданова вместо прежнего Завод Автотранспортного Инструмента. В том же году произошли существенные изменения на самом заводе, связанные с нехваткой транспорта в стране. Предприятие было реорганизовано, планировался выпуск до 10 тысяч автобусов ежегодно. Первыми автобусами, сошедшими с конвейера завода, стали автобусы марки ПАЗ-651, которые были построены на основе грузового автомобиля ГАЗ-51. Ранее ПАЗ-651 выпускался на заводе ГАЗ, но права на его производство были переданы в Павлово, где он выпускался вплоть до 1961 года.

Следующим автобусом производства Павловского Автобусного Завода стал ПАЗ-652. Это был бескапотный автобус вагонного стиля компоновки. Вагонная компоновка имела ряд преимуществ перед прочим. Например, она позволяла экономить место в салоне, а зимой лучше его отапливать. Он предназначался для районных и пригородных маршрутов и являлся автобусом малого класса. Выпускался в течение десяти лет с 1958 года по 1968 год.

11 февраля 1971 года за успехи, которые были достигнуты в совершенствовании технологий производства, завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

На смену автобусу ПАЗ-562 пришла несколько более современная модель – ПАЗ-672. Производство было начато в 1968 году и продолжалось в течение длительного периода времени. ПАЗ-672 мало чем отличался от своего предшественника ПАЗ-652, однако, по популярности перегнал его. Автобус использовался повсеместно в городах и селах, и отлично себя зарекомендовал в дороге, так как был основан на грузовике, что позволяло ему иметь неплохие ходовые качества и медленно изнашиваться на плохих дорогах и проселках в периферии.

С 1975 года стала выпускаться модифицированная версия автобуса, получившая индекс ПАЗ-672М, производство которой завершилось лишь в 1990 году. Базовый ПАЗ-672 выпускался до 1989 года, получив к этому времени помимо ПАЗ-672М большое количество иных модификаций. Например, этот автобус использовали для создания холодильников для транспортировки замороженных продуктов. ПАЗ-672 был отмечен многими выставками и фестивалями. На выставке в Ницце, к примеру, туристическая модификация ПАЗ-672Т завоевала несколько призовых мест. 24 сентября 1982 года за большой вклад в развитие отечественного автобусостроения Павловский завод был удостоен ордена «Знак Почёта».

Модельный ряд был продолжен лишь в 1989 году. 1 декабря того года был выпущен ПАЗ-3205. Это был высокопольный автобус малого класса, являющийся базовой моделью завода. Автобус разрабатывался в течение 15 лет. Окончательный вариант был утверждён лишь в 1986 году. Автобус имел более 30 модификаций, созданных с целью расширения рынка сбыта. Также он успел отметиться в большом автопробеге Польша - Чехословакия - Германия - Дания - Швейцария – Франция, который прошёл под лозунгом мира. В ходе автопробега ПАЗ-3205 показал себя с лучшей стороны: за 10 тысяч километров пути автобус не сломался ни разу.

4 июня 2001 года на Павловском заводе отметили выпуск 100-тысячного автомобиля модели ПАЗ-2305. В 2008 году была проведена модернизация производственного ряда, позволившая использовать эти автобусы на зарубежных трассах. К модернизации стоит отнести тот факт, что части автобуса стали отвечать ГОСТу, был модернизирован салон, а также увеличен ресурс службы кузова.

1990-е годы стали для ПАЗ, как и для ряда прочих предприятий независимой России, периодом упадка производства и значительного падения продаж. Государственный заказ был существенно урезан, а введение коммерческих отношений требовали от предприятия появления новых моделей, которые должны были отвечать современным требованиям, чтобы предприятие по-прежнему держалось на плаву и считалось конкурентоспособным.

Однако завод выстоял в такое сложное время и сумел выйти из тяжёлого положения. Во многом этому способствовало то, что профилем Павловского Автобусного Завода было производство автобусов, необходимость в которых присутствует в любые времена. Стоить отметить знаменательную для завода дату: 30 июля 1998 года с конвейера сошел полумиллионный автобус. В тот же день был издан указ о начале производства больших городских автобусов. В конце 1990-х годов был выпущен ряд автобусов среднего и большого класса: ПАЗ-5271, ПАЗ-5272, ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-4234. Они были достаточно надёжными и относительно недорогими. Их производство помогло ОАО «Павловский автобус» занять свою нишу на рынке автобусных перевозок.

Предприятие было отмечено некоторыми выставками автобусов на территории Российской Федерации. Примером таких наград являлся приз авторитетного автомобильного журнала «За рулём», отметившего перспективные городские автобусы моделей ПАЗ-5271, ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230. Ещё один достойный упоминания продукт Павловского Завода - ПАЗ-3237. Это низкопольный автобус малого класса с несущим корпусом вагонной компоновки. Используется чаще всего в качестве городского транспорта или для частных перевозок.

В 2005 году ОАО «Руспромавто», членом которого является и ОАО «Павловский Автобус», стало частью единого холдинга под названием «Группа ГАЗ». Это позволило существенно снизить затраты, сделав производство автобусов ПАЗ дешевле благодаря поставкам запасных частей и различных агрегатов внутри предприятий одного холдинга. Хотя цену на запчасти и комплектующие и без того можно было считать низкой, ведь всё необходимое для производства ПАЗ закупает на территории России.

В течение 2006-2007 годов ПАЗ принимал активное участие в национальном проекте «Образование», направленном на улучшение образовательной системы в России. Со своей стороны ПАЗ активно поставлял автобусы для сельских школ. В 2007 году заводом было отмечено сразу три даты: 75-летие предприятия, 55-летия автобусного производства, а также сход с заводского конвейера 600-тысячного автобуса под маркой ПАЗ.

По сегодняшний день автобусы марки ПАЗ отличаются, в первую очередь, невысокой ценой, экономичностью и высокой надежностью в эксплуатации.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo