Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    
 /   /   /  РУССО-БАЛТ

История марки РУССО-БАЛТ


Год основания компании
1909
Создатель(ли)
Русско-Балтийский Вагонный Завод (РБВЗ)
 (1)

Основанный в начале ХХ столетия Русско-Балтийский вагонный завод, цеха которого располагались в Санкт-Петербурге, Твери и Риге, производил вагоны, стационарные нефтяные двигатели, сельскохозяйственные машины и аэропланы. Первый легковой автомобиль был изготовлен в 1909 году на основе бельгийской модели Fondu. Для разработки машин под торговой маркой Руссо-Балт пригласили также бельгийского инженера Жюльена Поттера. Совместно с ним над конструированием автомобиля работали Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский. Довольно быстро команда конструкторов спроектировала целый ряд моделей. Это были легковые автомобили, известные как К-12, Е-15 и С-24, а также грузовики Т-40, Д-24 и М-24.

В 1911 году была представлена модель К-12/20, оснащенная рядным 4-цилиндровым двигателем с нижними клапанами. Рабочий объем мотора составил 2,2 литра, а его мощность – 20 лошадиных сил. Автомобиль был собран на лонжеронной раме с зависимой подвеской – рессорной на всех колесах, с барабанными тормозами на задних колесах, а также с механической трехступенчатой коробкой передач, которая была изготовлена отдельно от блока двигателя. Машина К-12/20 могла разгоняться до 50 км/час. В 1913 году появилась модификация К-12/24, мощность двигателя которой составляла, соответственно, 24 «лошадки».

На обеих моделях данной серии цилиндры мотора были отлиты в общем блоке с односторонним расположением. Кроме того, присутствовала термосифонная система охлаждения. Крутящий момент передавался с помощью карданного вала. Автомобиль К-12 был относительно легким – всего 1,2 тонны, что позволяло использовать для задней подвески рессоры в ¾ эллипса, а не полуэллиптические. Авто комплектовали кузовом Landole. Владельцами такой модели стали известные исторические личности, такие как Борис Голицын, граф Сергей Витте и Эдуард Нобель. За все время своего производства автомобиль К-12 выпустили в количестве 141 экземпляр.

Модель Руссо-Балт С-24 выпускалась одновременно с серией К-12, но была более дорогой машиной. Автомобиль С-24 был оснащен рядным 4-цилиндровым двигателем с нижними клапанами, отличительной особенностью которого стало наличие двух блоков цилиндров. Рабочий объем мотора составил 4,5 литра. Мощность, равная 40 «лошадок», позволяла машине массой от 1,5 до 1,95 тонны разгоняться до 70 км/час. Система охлаждения мотора использовалась водяная с центробежным насосом. Топливный бак находился между задними рессорами, откуда бензин поступал под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес была изготовлена на трех полуэллиптических рессорах, две из которых были продольными, а одна – поперечной, что обеспечивало максимально комфортное передвижение по грунтовым и булыжным дорогам.

В целом все модификации серии С-24 отличались друг от друга. В 1912 карбюратор собственно производства РБВЗ был заменен разработкой французской фирмы Zenith. Также был изменен профиль кулачков распредвала. В результате этого двигатель получил мощность, равную 35 лошадиным силам. Затем увеличили длину рессор и колесной базы. В 1913 году была применена 4-ступенчатая коробка передач, в изготовлении заднего моста были использованы полуоси.

За 9 лет производства модели С-24 построено около 350 экземпляров, 285 из которых были укомплектованы 6-местными открытыми кузовами, по 10-20 машин выпустили с кузовами дубль-фаэтон, лимузин, «ландоле», двуместными гоночными, а также автосани. Среди владельцев модели С-24 немало известных людей того времени, например, банкир Александр Путилов и профессор Константин Боклевский. Кроме того, один из экземпляров попал даже в Императорский гараж. В целом, автомобили С-24 составили 55% всей продукции РБВЗ за все годы существования завода.

В 1916 году были построены цеха Русско-Балтийского вагонного завода в Таганроге и Москве. Объемы производства по тем временам оказались довольно существенными, хотя модельный ряд и не отличался большим разнообразием. Тем не менее, автомобили Руссо-Балт обладали простой, но при этом достаточно прочной конструкцией, что неоднократно было доказано в гонках и дальних пробегах. Машины этой марки участвовали в ралли в Монте-Карло. Также показательным является и тот факт, что один из первых автомобилей С-24 за четыре года эксплуатации ни разу существенно не ремонтировался. 64% всех выпущенных РБВЗ машин использовались в русской армии, на шасси этих авто собирали и броневики.

Отличительной чертой многих авто Руссо-Балт были картеры, поршни и коробки передач, изготовленные из алюминиевого сплава, а также шариковые подшипники в системе трансмиссии. Единый блок цилиндров, используемый в моделях К-12 и Е-15, был также непривычным для автомобилей того времени. Несмотря на существенные различия между моделями даже одной серии, многие комплектующие узлы были взаимозаменяемыми. Практически все детали конструкции изготавливались на заводах РБВЗ, заимствованными были лишь шариковые подшипники, шины и масляный манометр. Кузова производились также на заводах предприятия, расположенных в Петербурге и Риге. Выпуск автомобилей под торговой маркой Руссо-Балт прекратился в 1918 году, причиной чему стали известные исторические события 1917 года.

Московское предприятие Русско-Балтийского Вагонного Завода после Первой мировой войны был достроен. И в 1922 году именно здесь вышли первые пять автомобилей – наследников машин Руссо-Балт. Это были авто под маркой Промбронь, которая произошла от названия организации, объединяющей несколько заводов, специализирующихся на ремонте броневой техники, армейских машин и танков.

В 1923 году производство легковых автомобилей было передано другому заводу объединения - Бронетанкоремонтному и автомобильному заводу №2, который тогда находился возле Преображенской заставы. Здесь в течение последующих трех лет собирали машины модели Промбронь 24/45, которые представляли собой модернизированные автомобили Руссо-Балт С-24/40, выходившие в свет с 1915 по 1917 годы.

Автомобиль Промбронь 24/45 был оснащен рядным 4-цилиндровым двигателем с нижними клапанами, выполненным из двух блоков. Мотор был снабжен распределительным валом в едином механизме с кулачками. Объем агрегата составил 4,5 литра, а мощность – 45 лошадиных сил. Также машину оборудовали механической 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской на всех колесах, барабанными тормозами только на задних колесах, электрическим освещением, а также алюминиевыми защитными дисками на колесах. Модель Промбронь 24/45 могла разгоняться до 75 км/час.

Несмотря на успех машины, автомобили под этой маркой выпускали всего лишь до 1926 года, после чего предприятие полностью было передано оборонной отрасли промышленности.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo