Уже достаточно давно в Швеции возникла проблема обособления собственной авиапромышленности от влияния других стран. Именно с этой целью группой национальных предприятий при поддержке правительства в 1937 году была основана авиакомпания Svenska Aeroplan AB, ставшая в последствии известной как Saab. Ориентировалась же она на военное направление, выпуская бомбардировщики, а также штурмовики различной модификации.
Рождение Saab как автопроизводителя произошло с легкой руки Гунара Лунгстрема. Именно он являлся основоположником концепции, которая была применена на первый опытный образец, созданный в 1946 году. Главным отличием этого автомобиля было то, что его кузов выполнялся с учетом аэродинамического воздействия при движении. Впоследствии такая особенная черта данной марки являлась подтверждением стиля концерна Saab. Первые экземпляры, вышедшие на дороги, оснащались маломощными 2-поршневыми двигателями, которые впоследствии заменялись на более продвинутые агрегаты. Но популярность новой марки автомобилей возрастала очень быстро.
После выпуска в течение трех лет первой модели, Saab стал производить новый модельный ряд модификаций: Standart 92 и DeLuxe 92. Производством новой продукции дело не закончилось. Началось внедрение новейших разработок в области автомобилестроения. Так, например, в 1955 году к модели Saab 93 начали применять трехцилиндровые двигатели и бескамерные шины.
В результате рвения расширить круг потребителей, было принято решение выпускать спортивные двухместные автомобили с открытым верхом. И в 1956 году появился Saab Sonett. Особенностью этой модели являлось то, что кузов ее был выполнен из стеклопластика. Продолжая поиски по производству наиболее комфортабельного, недорогого авто, был выпущен в серию Saab 95. Этот универсал, сошедший с конвейера в 1959 году, являлся воплощением мечты многих автолюбителей. Большая популярность Saab 95 обеспечила фирме-производителю огромный финансовый взлет. Закрепиться же на вершине коммерческого успеха помог выпуск Saab 96 в 1960 году.
Забота о потребителях выражалась в том, что компания Saab одной из первых в мире старалась внедрять самые новейшие технологии в свои шедевры. Подтверждением этому служит тот факт, что с 1962 года на автомобили устанавливались первые ремни безопасности, а также вентилируемые тормозные колодки.
Фирма Saab являлась гарантом не только для водителей, но и для бизнес-партнеров. Конкурентоспособность, а также финансовая независимость обеспечивали этому автопроизводителю множество партнеров, которые с радостью сотрудничали с ним в различных проектах. Одним из важнейших этапов жизни для Saab стало слияние с компанией Scania-Vabis, ориентированной на выпуск грузовых автомобилей. Такое решение не было сенсацией, так как на тот период многие ожидали от Saab не только спортивных авто, но и машин другого направления. Именно по этой причине в 1968 году и произошло это знаменательное событие.
Во всех моделях автомобилей прослеживалась четкая связь учета потребностей автолюбителей в сочетании с жестокими законами рынка. В отличие от других заводов, Saab не стремился выпускать в серийное производство так называемые «полуфабрикаты». Тщательная проработка каждой модели и модификации в серию обеспечивала сочетание новизны и индивидуальности с качеством готового продукта. Всеми полюбившийся кузов с аэродинамическим профилем стал визитной карточкой этого автопроизводителя.
На пути к успеху, важнейшую роль сыграла модель Saab 99. Именно к этой модели были применены новейшие технологии, не только на этапе выпуска первой серии, но и на протяжении последующих лет. Результатом такого кропотливого труда стало повышение популярности и, соответственно, стоимости продукции. Фирма Saab стала престижной компанией, выпускающей автомобили, успешно конкурирующие с уже закрепившимися в этой отрасли лидерами.
1989 год явил европейскому рынку новую современную машину. Концерн General Motors заключил контракт с Saab на покупку 50% ее акций. Такое развитие событий дало новый виток в истории шведской компании. Европейские потребители незамедлительно отреагировали на появление новой марки автомобилей, ведь любовь к Saab надолго прижилась многим автолюбителям.
Комфортабельность каждой серии поражала как простых любителей этой марки, так и профессионалов. Огромная заслуга в этом принадлежит группе дизайнеров, умевших находить уникальные решения при выпуске всех серий и модификаций автомобилей Saab. Применение стеклоочистителей фар на Saab 99 ошеломило заказчиков. Сиденье с подогревом развеяло все сомнения в том, кто задает моду и ритм в автомобилестроении. А появление на той же серии самовосстанавливающегося бампера окончательно поставило точку в споре о завоеваниях рынка. Самоотверженные старания дизайнеров и конструкторов не прошли даром.
Многократные выступления различных серий (Saab 96, Saab 99 и других) на ралли подогревали интерес автолюбителей. Каждая победа знаменовала новый рывок в завоевании популярности марки. Особо запоминающимися стали подвиги пилотов Эрика Карлсона и Стига Бломквиста, приводивших свои автомобили на пьедестал славы. Именно эти два человека сделали очень много для Saab, в какой-то мере определяя судьбу фирмы.
Финальным аккордом самостоятельного производства стал переход фирмы Saab Automobile AB во владение концерна General Motors. Это исключительное событие в истории Saab произошло в 2000 году, но стратегия и политика при дальнейшей разработке и выпуске новых автомобилей осталась неизменной. Как и прежде, продолжался выпуск шедевров, восхищавших заказчиков применением не только современных технологий, но и индивидуальным исключительным дизайном.
|