Авто мир
|
|
|
|
История марки Skoda
|
|
Фотогалерея (21)
|
Предыстория формирования концерна Skoda началась задолго до 1925 года. Завод в Пльзене, основанный в 1859 году Арноштом Вальдштейном, в 1866 году возглавил весьма известный чешский деятель Эмиль Шкода. Будучи успешным и предприимчивым инженером, спустя 10 лет он выкупил фабрику, основным вектором деятельности которой сначала была обработка металла. Собственно, автомобили стали производить, начиная с 1919. Первым авто, выпущенным скромной партией, была Skoda Hispano Suiza Н6В, созданная в содружестве с конструкторами Hipsano Suiza.
В то же время активно развивалась фирма Laurin & Klement, открытая в 1895 году и имевшая самое прямое отношение к созданию Skoda. Спустя три года общественности был представлен чешский мотоцикл, впервые отмеченный не только высокой надежностью в использовании, но и умеренной ценой. Мотоциклы Laurin & Klement тут же стали популярным экспортным товаром. В дальнейшем эта компания занялась созданием четырехколесных мотоциклов, придя, таким образом, к производству двух- и четырехместных авто, ставших лидерами в соответствующем классе гонок в Австрии.
Отдельный эпизод истории концерна – исполнение венского заказа на производство ста машин-такси. Успешное развитие компании, которая, к слову, организовала ряд своих филиалов (Москва, Петербург, Киев и другие города), а также осуществляла активные продажи своих машин в европейские страны, Японию, Мексику и Китай, было приостановлено после первой мировой войны, инициировавшей распад Австро-Венгерской империи. Разумное решение пришло в 1925 году, когда фабрика Laurin & Klement, располагавшаяся в городе Млада Болеслав, вошла в состав компании, имя которой известно по сей день – Skoda Plzen.
Первый этап развития фирмы был связан с новым подходом к организации производства. С 1925 года на фабрике в Млада Болеславе производились автомобили, а в Пльзене – автобусы и грузовики. Абсолютно оригинальными машинами компании стали такие модели Skoda, как 4R и 6R, увидевшие свет в 1928.
В 30-е годы выпускались не только автомобили Skoda 932 и Skoda 420, но и лимузин Superb. Skoda 420 особо известна тем, что имела специальную раму, благодаря которой масса авто составляла лишь 750 кг – небывалый для тех лет показатель. Машины с так называемой «хребтовой рамой» Skoda выпускала до 1957, года выпуска эпохального автомобиля Skoda Octavia.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в ход развития концерна Skoda. В эти годы предприятие стало важным военным объектом: завод был переориентирован под производство продукции стратегического назначения: это и генерирующие газ грузовики, и крылья для авиации, и автобус Skoda 806. Сразу после войны была выпущена машина Skoda Popular 1101. За ней закрепили название Tudor (Two door) – 2-дверная.
В 50-е годы инженерная мысль привела концерн Skoda к созданию авто Skoda Spartak или Skoda 440 (1953). Цифра в названии модели свидетельствует о том, что машина имела четырехцилиндровый силовой агрегат, по мощности равный сорока лошадиным силам.
Вариацией на тему Skoda Spartak по задумке конструкторов должна была стать следующая модель. Однако, реформировав автомобиль путем прибавления новой передней подвески с телескопическими амортизаторами, авторы посчитали находку важной в достаточной степени, чтоб наделить ее собственным именем – Skoda Octavia (восьмая). Мотор в 45 л. с. стал отличительной особенностью новой модификации – Skoda Octavia Super. Эту же линию усиления двигателя продолжила Felicia – 50 л. с.
В 60-70 годы XX века завод пережил некоторый кризис, чему есть объективные причины. Западные страны преуспели в экономическом развитии и внедрении технологий, а чешское производство отстало, в особенности, после Пражской весны 1968-1969 годов. Поэтому автомобиль 1964 года Skoda 1000 MB (впоследствии Skoda 100) и ее модификацию Skoda 110 не считают особой удачей, хотя эти машины и полюбились потребителям.
С 1970 года концерн начал активно заниматься созданием спортивно-гоночного автомобиля. Одной из подобных моделей была Skoda 110R. К 1974 году произведена целая партия таких машин: характерно, что коробка была позаимствована от Порше, а подвески устроены на подрамниках. Таким образом, эти автомобили могли развивать скорость до 210 км в час.
Их конкурентоспособность, однако, не позволила выступить на соревнованиях, поскольку необходимым условием было участие на трассах только серийных моделей, выпускавшихся общим количеством не менее 1000 в год. Тем не менее, изъяв коробку Порше, установив в автомобиль двигатель объемом в 1,3 л, усилив мощность до 140 лошадиных сил, машина была представлена к модификации.
Истинное признание компания Skoda получила в 1981 году, став чемпионом Европы. Статус же народного автомобиля завоевала модель Skoda 105/130, побившая массу производственных рекордов.
Skoda Favorit – говорящее название, поскольку этот автомобиль, разработанный в 1987 году, стал еще одной удачей концерна. Казалось, на долгие годы решены проблемы завода, но в 1989 был свергнут коммунистический режим в Чехословакии, в связи с чем, многие планы оказались разрушенными. Несмотря на это, в 1989 году было произведено более 180 000 транспортных средств Skoda.
Кризисный момент наступил в 1990 году. Судьбоносный указ президента Вацлава Гавела об амнистировании лишил завод Skoda основной рабочей силы – заключенных. Кроме того, производство покинули рабочие из Вьетнама в количестве полутора тысяч человек. По этой причине производство остановилось.
Но после этого произошел еще один поворотный момент в истории Skoda: продажа производства компании Volkswagen. К моменту продажи Skoda, Volkswagen уже владел акциями Audi и Seat. Благодаря этому слиянию модель Favorit впоследствии была модернизирована в Felicia. К 1994 году оказались выкупленными уже 60% акций предприятия, а дальше – больше, вплоть до начала нового века, когда предприятие Skoda оказалось в полной собственности крупнейшего немецкого концерна.
Новая модель авто Skoda Octavia была разработана уже конструкторами Volkswagen. Огромного успеха также добились машины Skoda Felicia, Skoda Felicia Combi и Skoda Octavia Combi 1998 года. Последние успехи концерна связаны с появлением в 1999 году Skoda Fabia, а в 2001 - обновленной Skoda Superb.
В настоящее время Skoda не только обеспечивает работой около 18 000 человек, но и снабжает транспортными средствами 64 страны. В целом экспорт этих чешских автомобилей составляет около 80% от количества произведенных концерном машин.
|
|
|