После основания автобусного предприятия Wayne Agricultural Works в американском городе Дублин, штат Индиана, в 1837 году, всё производство предприятия было централизовано в Ричмонде. Создание автобуса марки Wayne включало в себя как производство деталей на собственных заводах, так и закупку некоторых компонентов. Общая сборка производилась в монтажных цехах. Таким образом, функция завода в Ричмонде заключалось в производстве и окончательной сборке.
Корпуса для автобусов также собирались на нескольких предприятиях на территории США и в Канаде в городе Виндзор, штат Онтарио. Согласно некоторым источникам, первый прототип современного школьного автобуса был создан Wayne Works в 1914 году. Ранее, со дня основания, компания занималась созданием деревянных конных повозок для школ, которыми пользовались в США в течение XIX и в начале XX веков. Внутри кузова транспортных средств, выпускавшихся в тот период Wayne Works, появились характерные черты современного транспорта: сиденья располагались по бокам, а не в передней части, а дверь была установлена сзади, чтобы избежать проблем с лошадьми (с появлением двигателей эта дверь стала запасной).
С 1927 года специалисты Wayne Works стали производить полностью стальные автобусы. Также на корпус устанавливалось специальное металлическое ограждение для безопасности, и впервые были применены стёкла вместо стандартных штор в пассажирском отделении. Однако это новшество вошло в систему лишь в 1930 году. Спустя 9 лет компания Wayne Works стала использовать ещё одно нововведение, ставшее классикой – жёлтый цвет автобусов. В апреле того же года профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Франк Кир, известный как «отец жёлтого автобуса», организовал конференцию по поводу ввода единых стандартов для школьных автобусов, тогда и был выбран желтый цвет, так как на его фоне чёрные буквы было легче всего прочитать и рано утром, и поздно вечером.
С началом Второй Мировой войны в целях экономии некоторые детали автобусов Wayne Works стали изготавливать из древесины. Для армейских нужд компанией были разработаны и производились автомобили «скорой помощи», большое количество грузовиков, а также специальный транспорт трейлерного типа, рассчитанный на 150 человек. В 1944 году, когда война подходила к концу, на предприятии вернулись к полномасштабному использованию стали в производстве.
После войны Wayne Works не стали зацикливаться лишь на производстве школьных автобусов. Например, в середине 1950-х годов было осуществлено несколько приобретений, которые способствовали выходу на автомобильный рынок. Одним из них стала покупка в 1954 году компании Meteor Motor Car Company из города Пиква, штат Огайо. Фирма Meteor занималась производством лимузинов и медицинских автомобилей. Через два года Wayne Works купила компанию A.J. Miller Company, штаб-квартира которой располагалась в городе Беллефонтейн, штат Огайо. Однако эти небольшие предприятия не могли конкурировать с автогигантами, так как в основном выпускали машины «скорой помощи» и катафалки. К слову, именно катафалки, выпускавшиеся под торговой маркой Wayne Works, стали известны по всему миру.
A.J. Miller Company была объединена с небольшим существующим производством Wayne и компанией Meteor Motor Car Company в подразделение Miller-Meteor (M-M). Ещё за год до сего события эти две компании конкурировали, а в 1957 году стали единым предприятием.
В том же году компанию Wayne Works приобрело предприятие под названием Divco Corporation, руководителем которой был Ньютон Глекель. Именно так появилась Divco-Wayne Corporation (D-W), ассортимент которой включал в себя грузовые автомобили, школьные автобусы, катафалки, медицинские авто и трейлеры, а также электронику для аэрокосмической отрасли.
В 1964 году компания Divco-Wayne приобрела ещё одну небольшую фирму Cotner-Bevington, которая стала дочерним предприятием Wayne Corporation. Автомобили «скорой помощи» (Sentinel в 1968 году, Vanguard в 1971 году и Medicruiser в 1973 году) выпускались на заводе в Блитевилл, штат Арканзас. Среди трейлеров главными брэндами стали Kozy, Elcar, Star и National.
Также в компании заботились и об экспорте за рубеж – объединение Divco-Wayne имело 20 дистрибьюторов и сборочных предприятий за пределами Северной Америки. К 1957 году автобусы Wayne Corporation ездили по дорогам 60 стран мира.
В 1963 году компания Wayne приобрела лицензию на производство испанской S.A. Bosuga в Барселоне. Эти автобусы продавались под маркой Bosuga Wayne, а строились на шасси Pegaso и Barreiros-AEC. Но производство было недолгим, так как продукция не выдержала конкуренции на переполненном современными автобусами испанском рынке.
В 1964 году Divco-Wayne начали разрабатывать план по строительству нового завода. Изначально местом строительство должен был стать город Флоренция, штат Кентукки, но городское рукодство Ричмонда, боясь потерять предприятие, предоставило в 5 милях от города более 100 акров земли под новый завод. Строительство завершилось к 1967 году. В том же году объединение Divco-Wayne было продано компании Boise Cascade, которая ориентировалась в основном на покупку дочерних предприятий по производству трейлеров. Boise Cascade перепродала в 1968 году Wayne компании Indian Head, Inc. В то же время, часть Divco была отсоединена от конгломерата. Приобретённая Indian Head корпорация включала в себя Welles Ltd (канадский производитель автобусов), Miller-Meteor и Cotner-Bevington.
В начале 1970-х годов основной платформой для школьных автобусов стало так называемое шасси «Р». Первым автобусом Wayne, оснащённым таким шасси, стал Papoose. Он имел необычный дизайн, из-за чего ему дали прозвище «смешной». Однако Papoose не выдержал конкуренции на рынке, поэтому компании пришлось придумывать что-то новое, что отличало бы их от всего прочего товара на рынке автобусов.
Следующей разработкой стал автобус Busette, который отличали маленькие размеры (он был меньше, чем Papoose). Его уникальность заключалась в том, что Busette был спроектирован на основе укороченного фургонного шасси. Сначала данный автобус не пользовался успехом, так как предпочтение по-прежнему отдавалось крупным транспортным средствам, но в 1973 году на него обратили внимание, и тут же заговорили об использовании маленьких школьных автобусов в огромных масштабах.
Профессиональная автомобильная промышленность переживала не лучшие времена в конце 1970-х годов. В то время многие специальные автомобили использовались одновременно в качестве медицинских автомобилей и катафалков. В 1974 году был введён федеральный закон о стандартах в производстве таких автомобилей, согласно которому они делились на три типа. Miller-Meteor представил по одному автомобилю каждого типа: Medicruiser третьего типа, Care-O-Van второго и Guardian первого.
Однако с годами спрос на продукцию Miller-Meteor падал, поэтому 13 декабря 1979 года компания закрылась, сократив 252 сотрудника и прекратив контактные обязательства перед 34 североамериканскими дистрибьюторами. Тогдашние владельцы Wayne, представители корпорации Thyssen-Bornemisza, приняли решение о необходимости продажи в 1980 году Cotner-Bevington Джину Найсли, владельцу Mid-Continent Conversion Co – компании, специализировавшейся на медицинских транспортных средствах. А спустя годы права на имя Miller-Meteor выкупила предприятие из Норволка, штат Огайо, возродившее производство в 2004 году.
К концу 1980-х годов все надежды компании Wayne были возложены на автобус типа D под названием Lifestar. Так как компания из-за тяжёлого финансового положения на тот момент уже не имела возможности самостоятельно производить шасси, то их решили закупить у других производителей. Проблемы с контролем поставок привели Wayne к необходимости в пользовании услугами нескольких поставщиков. Автобус был впервые продемонстрирован потенциальным потребителям в 1986 году. Однако автобусы Blue Bird, основного конкурента Wayne на рынке школьных автобусов, в том числе, модель TC/2000, быстро захватили рынок, не позволив Wayne Works создать хоть какую-то конкуренцию. Борьба за рынок продолжилась в 1990 году. А в апреле 1990 было объявлено о том, что завод Wayne Works в Канаде прекратит свою работу в июне этого же года.
В начале 1991 года Navistar International Corporation, крупный международный производитель автобусов, приобрёл несколько американских автомобильных компаний, среди которых был и давний конкурент Wayne. Многие наблюдатели расценили это как зловещий знак для будущего Wayne Works. Вскоре компания Navistar стала крупнейшим поставщиком школьных автобусов всех типов, а фирма Wayne не состояла в новообразованном альянсе, что не гарантировало ни поставок шасси, ни потенциала на внутреннем рынке.
Компания Richmond Transportation Corporation (RTC), которая приобрела Wayne Works ещё в феврале 1985 года, в августе 1992 года объявила о своём банкротстве. Акции компании были проданы по решению федерального суда осенью того же года на аукционе. Именно так и закончилась очень тяжёлая, но длительная и достаточно славная история компании Wayne Works, которая вошла в историю в качестве производителя школьных автобусов.
|