Автомобилестроительный завод АМО был построен еще в 1916 году в пригороде Москвы. В первую очередь планировалось производство грузовиков по лицензии итальянской компании FIAT. Кроме того, была приобретена лицензия на выпуск легковых автомобилей Hotchkiss (Франция). С 1924 по 1931 год завод производил грузовые авто АМО-Ф-15 по примеру машин FIAT. Осенью 1931 года АМО был переименован в ЗИС (Завод имени Сталина), а модельный ряд состоял, преимущественно, из автобусов и грузовиков. Еще в 1936 году начался выпуск легковых автомобилей. Первой моделью стала ЗИС-101, основой для которой оказался американский автомобиль Buick Eight, принадлежащий к серии 90. Это была технически сложная машина представительского класса с кузовом лимузин. Разработала модель ЗИС-101 команда конструкторов под руководством Е. Важинского. Данный автомобиль был оснащен рядным 8-цилиндровым двигателем с верхними клапанами. Рабочий объем мотора составлял 5,8 литра, а мощность – 90 лошадиных сил. Двигатель снабжался термостатом для охлаждения, двухкамерным карбюратором с подогревом, коленвалом с противовесами и гасителем его крутильных колебаний. Трансмиссия включала в себя двухдисковое сцепление и 3-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами. Автомобиль был собран на жесткой лонжеронной раме, снабженной Х-образной поперечиной. Подвеска оказалась при этом очень мягкой на длинных рессорах, оборудованных гидравлическими рычажными амортизаторами. Машина ЗИС-101 весила около 3 тонн, что потребовало вакуумного усилителя барабанных тормозов на всех колесах. Изначально кузов был изготовлен из бука, но в 1940 году его заменили на цельнометаллический. Одновременно с тем была выпущена модификация ЗИС-101А. В этой модели было применено однодисковое сцепление, также был заменен карбюратор и распредвал, что позволило увеличить мощность мотора до 116 лошадиных сил. И если первая модель ЗИС-101 могла разгоняться до 115 км/час, то обновленная версия уже развивала скорость до 125 км/час. Затем появились модификации ЗИС-102 и ЗИС-103. За пять лет производства было выпущено более 8,5 тысячи экземпляров этих машин. Во время Второй мировой войны завод специализировался на выпуске грузовиков и другой техники. А в первые послевоенные годы в производство вновь были запущены автомобили представительского класса. Так выпустили ЗИС-110, основой для которого послужил автомобиль Packard-180 разработанный американцами еще в 1941 году, а также модель Buick Limited-90. С 1945 по 1958 года было собрано чуть более 2000 машин ЗИС-110, среди которых оказались не только базовые модели, но и авто с кузовами фаэтон, кабриолет, а также «скорая помощь». Кроме того, было изготовлено 30 экземпляров бронированных ЗИС-110, которые получили обозначение ЗИС-115. Так как ЗИС-101 и ЗИС-110 были построены по примеру американских авто, они получились технически совершенными для того времени. Эти автомобили стали первыми в Советском Союзе, оснащенными рядными 8-цилиндровыми моторами. Кроме того, машины комплектовались коробкой передач с синхронизаторами, а также обладали гипоидными главными передачами. Авто снабжали отопительным прибором, радиоприемником, стеклянной перегородкой за сидением водителя, а также гидравлическими стеклоподъемниками. Все последующие автомобили ЗИС, которые также относились к представительскому классу, были предназначены только для руководства страны и различных государственных учреждений высокого ранга. Соответственно, и объемы производства резко упали – собирали приблизительно 10-25 автомобилей за год. Но и эти авто были построены по примеру американских моделей. Рядный 8-цилиндровый двигатель заменили мотором V8, объем которого был довольно большим. Использовались многокамерные карбюраторы, коробка передач получила гидромеханическую конструкцию, устанавливались гидравлические толкатели клапанов. В комплект входил максимальный набор, необходимый для обеспечения безопасности, комфорта и прочности авто. В 1956 году производство было переименовано в Завод имени Лихачева (ЗИЛ) в честь бессменного в течение 25-ти лет директора Ивана Алексеевича Лихачева. После этого появились модели ЗИЛ-111 и его модификации, ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115. Именно автомобиль ЗИЛ-111, выпущенный в 1958 году, вошел в историю советского автомобилестроения как первая машина с кондиционером, кнопочным управлением коробкой передач, а также электрическими стеклоподъемниками. На обновленной версии ЗИЛ-111Г было использовано четырехфарное освещение, что стало также новинкой в автомобилестроении СССР. В 1967 году был выпущен автомобиль ЗИЛ-114, оснащенный дисковыми тормозами и торсионной передней подвеской. Кроме того, в этой машине появилась возможность регулировать рулевое колесо по углу наклона. Авто было снабжено центральной блокировкой дверных замков, дистанционным управлением радиоприемника, а также атермальными стеклами. Через некоторое время появилась и модификация этой модели – ЗИЛ-117, которую собирали на укороченной базе 114-й машины с кузовом седан. В 1977 была представлена модель ЗИЛ-4104, выпуск которой продолжается и до сегодняшних дней, постоянно совершенствуясь. Этот автомобиль обозначали также как ЗИЛ-115, который в производстве заменил 114-ю модель. Разрабатывали машину ЗИЛ-4104 конструктора под руководством Евгения Гусева. За все время производства этой модели были выпущены модификации с кузовами кабриолет (41044), лимузин (4104 - 1978 года и 41047 - 1985 года), седан (41041), медицинский универсал (41042). Но основные узлы оставались практически неизменными. Автомобиль ЗИЛ-4104 в 1985 году оснащался двигателем V8, блок цилиндров и головка которого были выполнены из алюминиевого сплава. Рабочий объем мотора составлял 7,7 литра, а мощность – 315 «лошадок». С этим двигателем автомобиль мог разгоняться до 190 км/час. Новинкой оказалось использование распределительного вала, установленного на каждой из головок блока цилиндров. Мотор был снабжен четырехкамерным карбюратором, гидравлическими толкателями, а также транзисторной системой зажигания. Автомобиль также был оборудован автоматической 3-ступенчатой коробкой передач и дисковыми вентилируемыми тормозами с гидровакуумными усилителями на всех колесах. Собирали авто на лонжеронной раме с передней независимой торсионной подвеской и цельной балкой заднего моста на продольных рессорах. Кузов в основном изготавливали семиместным с тремя рядами регулируемых сидений, средний из которых мог откидываться. Также комплектовали машину электрическими стеклоподъемниками, кондиционерами и магнитолой с шестью динамиками. Современному ЗИЛ-41047 изготовили базу длиной более 3,8 метра, причем от бампера до бампера его длина составила более 6 метров, что сделало этот автомобиль одним из самых длинных в мире среди машин серийного производства. Масса авто превысила 3,3 тонны. Одновременно на основе модели ЗИЛ-41047 решили производить и короткобазные модификации. На Заводе имени Лихачева продолжается активная разработка все новых и новых моделей. Один из проектов предполагал создать заднеприводный автомобиль также представительского класса, но после выпуска нескольких опытных образцов в производство эта модель не пошла. Зато ближайшие планы нынешнего руководства завода стали еще более обширными, чем они были раньше.
|