Прокачка, тюнинг, доводка автомобиля. Каких только обозначений не существует на данный момент. Суть от этого не меняется.
Основной целью тюнинга является приведение автомобиля в то состояние, которое бы его хозяин оценил как наилучшее.
И если определенная часть аудитории ограничивается внешним тюнингом, т.е. работой над эстетическими составляющими и
повышением комфортности, то наиболее заядлые автолюбители бросают все силы на получение дополнительных «лошадок».
Следует отметить, что в данном вопросе необходимо подходить системно, комплексно прорабатывая все узлы и механизмы.
Ярким примером может служить увеличение мощности двигателя, без проработки системы выхлопа. При подобном сценарии вы
гарантировано потеряете часть мощности. Таким образом, модернизация выхлопа обязательна, если вы решили повысить мощность
своего авто. В то же время, проработка выхлопной системы скорее позволяет не потерять лошадиные силы, нежели приобрести их.
Т.е. потенциальная мощь может уменьшиться, без установки соответствующих элементов. Но проработка одного лишь выпуска,
без работы над двигателем, не принесет абсолютно никаких результатов. Параллельно с этим, работа над выпускной системой
позволяет придать автомобилю приятного звучания. Кто-то хочет ездить на болиде, кто-то на мощном V12. В любом случае работа
проводится именно над выхлопом.
Очень часто автолюбители стремятся заполучить автомобиль, с так называемым «бархатистым» звуком, напоминающим гоночное авто.
В данном случае достаточно подобрать соответствующий глушитель, и установить его на автомобиль. Остановимся подробнее
на глушителях, поскольку именно их строй и предопределяет тот или иной тип звучания.
Если поделить глушители по способу их работы, то стоит выделить четыре основных подвида: поглотители, отражатели,
ограничители, резонаторы. Все они могут использоваться как отдельно, так и в качестве составляющих всей системы.
Поглотители устраняют избыточное звучание за счет поглощения звука специальным пористым материалом.
Любой пористый материал значительно снижает звук, переводя его энергию в скорость движения частиц, что значительно
повышает температуру материала. Поглотители не только снижают звук, но и положительно сказываются на мощности, т.к.
не имеют изгибов, и обходятся без уменьшения сечения трубопровода. Из недостатков стоит выделить высокий уровень шума,
который, впрочем, можно регулировать толщиной пористого материала.
Отражатели работают за счет переведения мощности звука в тепловую энергию, при отражении от акустических зеркал.
При отражении звук теряет свою мощность, нагревая зеркала. При создании целого лабиринта, состоящего из зеркальных
камер, можно свести звуковой эффект к минимуму. Преимуществом данной системы является значительное снижение шумов. К
недостаткам стоит отнести высокое сопротивление газовому потоку, вынужденному проходить сквозь множество камер.
Ограничители являются наиболее простым типом глушителя. В корпусе глушителя труба уменьшается в радиусе, образуя
заужение, за которым следует емкость камеры. Звук, претерпевая сопротивление из-за уменьшившегося радиуса трубы,
переходит в колебания, которые поглощаются емкостью камеры. Размер трубы напрямую предопределяет снижение звукового
эффекта. Однако в тоже время, данное сужение создает сопротивление газовому потоку, что негативно сказывается на
эффективности работы всей системы.
Резонаторы функционируют за счет множество отверстий в трубе, выходящих в отдельные камеры. Камеры при этом имеют
неравный объем. Наиболее простой вариант резонатора – глушитель с двумя камерами. Каждое отверстие в трубе является
резонатором, работающим в совокупности с емкостью камеры. За счет трения частиц газового потока при выходе из отверстий,
и дальнейшее поглощение энергии камерой, мощность звука значительно снижается. Резонаторы значительно снижают низкие
частоты звука, и эффективны в виду отсутствия сопротивлений выходящему газовому потоку.
Для придания необходимого звучания наиболее часто применяются резонаторы и поглотители. Довольно часто можно встретить и их
симбиоз. Резонатор, за счет снижения низких частот, значительно упрощает доводку звучания. В поглотителе, регулируя объем
камеры, а также плотность и количество пористого материала, можно добиться практически любого звучания. Также нередко можно
встретить отделку самого глушителя с наружной стороны различными звуко- и вибропоглощающими материалами, что также играет
свою роль. Однако подобные меры актуальны лишь при работе со звуком.
А вот для приобретения дополнительных лошадиных сил необходимо просчитывать гораздо большее количество нюансов. Опять
же, основная задача – получить максимум от доводки двигателя. В современных автомобилях выхлопные системы подбираются
именно под работу мотора. Поэтому без модернизации последнего нет смысла браться за работу над выпуском, если целью не
является «голос» автомобиля.