Autolabs



партнеры
  
 

Мастерская



 /   /  Модернизация трансмиссии

Модернизация трансмиссии


Тюнинг автомобиля, при повышении скоростных и динамических показателей, не может обойти стороной трансмиссию. Узел, отвечающий за передачу крутящего момента от двигателя к колесам, является весьма значимым элементом. Основные составные части трансмиссии: сцепление, коробка передач и приводные валы. Модернизация всех этих элементов необходима, при желании повысить динамические характеристики двигателя. Рассмотрим основные процессы, а начнем с КПП.

Отличие синхронизированных коробок передач от обычных кроется в разнице передаточных чисел. Под передаточным числом понимается соотношение количества зубьев ведомой к количеству зубьев ведущей шестеренок. А грамотный подбор передаточных чисел главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестеренок вторичного вала позволяет максимально гармонично настроить работу трансмиссии. Подбор осуществляется по ряду критериев: моментные и мощностные характеристики двигателя, размер колес, и, конечно же – требования владельца машины.

Если говорить о влиянии передаточного числа на сам процесс переключения, то чем оно больше (передаточное число), тем короче и мощнее сама передача. Таким образом, двигатель достаточно быстро набирает требуемое количество оборотов, и достаточно быстро происходит набор скорости. При этом потребуется часто переключать передачи, а максимальная скорость на определенной передаче несколько снизится.

Для улучшения разгонной динамики автомобиля принято изменять передаточное число главной пары редуктора. К примеру, передаточное число для пар из десятого поколения ВАЗов варьируется в пределах 3,7-3,9. Исключением является модель ВАЗ-21103 16V, для которой передаточное число равняется 3,5. При изменении рассматриваемого показателя до отметок 4,1-4,3 автомобиль приобретает приличную динамику, сравнимую со многими более серьезными машинами. Данный факт может показаться преувеличением, но практика доказывает, что это так.

Подобные «операции» придутся по вкусу любителям соревнований на светофоре. Конечно, необходимо будет чаще браться за ручку «коробки», но и результаты, выраженные в небывалом рывке, когда многие дорогостоящие иномарки останутся позади, оправдают все надежды. А если решиться на «крайность», и установить главную пару с передаточным числом 4,5, то результат и вовсе превзойдет все ожидания. Вряд ли кто-либо поверит, что это обычная «восьмерка».

Добавим, что спортивные автомобили содержат в себе пары с передаточным числом 4,7. У авто для кроссов этот показатель и вовсе «зверский» - 5,1. Существуют и специальные тюнинговые ряды передач, позволяющие повысить динамику практически любого автомобиля.

Многие автолюбители (хозяева ВАЗ-2108 в частности) сталкиваются с неприятным явлением, когда даже при максимальном выкручивании мотора на первой передаче, переход на вторую сопровождается падением оборотов и динамики. Причина кроется именно в большой разнице между передаточным числом первой и второй передачи. Для устранения подобных неприятностей принято использовать тюнинговые ряды передач. Они позволяют равномерно, но уверенно разгонять машину на всех передачах. В результате, первая передача несколько снижена в сравнении со стандартным рядом. Динамика несколько страдает, зато удлиняется сама передача, а в тандеме с главной парой 4,3 получается очень «горячий дуэт». Вторая передача имеет небольшой отрыв от первой. Это позволяет избежать «провала», знакомого многим владельцам ВАЗов с передним приводом. Третья и пятая для тюнинговых рядов передач идентичны стандартным. А вот четвертая и шестая приближены к третьей и пятой соответственно.

Возвращаясь к уже упомянутым спорткарам, отметим, что для любого ралли или гонки необходимо четкое и быстрое включение передачи. Этого можно достигнуть различными путями. Как пример можно рассмотреть системы с тяговым включением передач. К таковым относятся ВАЗы с передним приводам и некоторые модели от Volkswagen. Для них характерно нечеткое попадание в выбранную передачу, что ведет к существенным потерям динамики. Для устранения подобных недостатков стандартные механизмы модернизируются за счет применения жестких пластиков и смены соединений шпилька-шплинт на ШС. А вот для «спортивной» модернизации ВАЗ-2108 устанавливается жесткая страховочная тяга, которая соединяет корпус «коробки» с точкой крепления рычага переключения. Подобные меры позволяют обеспечить взаимную неподвижность элементов, а также предотвратить неконтролируемые «вылеты» передачи при смене тяги мотора, или же при прыжковых и ударных нагрузках, оказываемых на подвеску и кузов.

Для любителей динамики, являющихся счастливыми обладателями ВАЗ 2110, необходимо сменить как первичный, так и вторичный валы КПП (совместно с шестернями), на аналог, используемый для авто ВАЗ 2108. Из-за частых поломок пустотелых валов велика вероятность ремонта, а то и замены КПП, что крайне дорого и расточительно.

Сюда же стоит добавить, что для машин, на порядок превосходящих упомянутые «восьмерки» и «десятки», характерно применение кулачковых КПП. Они выделяются от своих штатных аналогов отсутствием синхронизаторов. К преимуществам кулачковых КПП стоит отнести следующие факторы: спокойное выдерживание серьезных нагрузок (этого удается достичь за счет прямой формы зуба и зацепления шестерни), меньшие временные затраты на переключение передач (за счет неполного выжимания сцепления, или без выжимания вовсе). И, конечно, отсутствие синхронизаторов исключает возможность их разрушения. К недостаткам следует отнести четкую последовательность передач. Таким образом, с пятой передачи перейти на нейтральную, можно лишь выполнив всю последовательность действий 5-4-3... Во время работы кулачковые КПП создают немало шума.

Хорошим дополнением к вышеописанным введениям станет установка дифференциала повышенного трения. Как правило, дифференциал призван помочь колесам крутиться с различными угловыми скоростями. Однако при некоторых обстоятельствах подобная помощь лишь мешает. Многие сталкивались с ситуацией, когда одно колесо пробуксовывает в песке или грязи, а второе в этот момент не крутится вовсе. Дифференциал повышенного трения позволяет избежать подобных эксцессов, поскольку в любом случае часть крутящего момента от двигателя будет передаваться на колесо, обеспеченное лучшим сцеплением. К положительным моментам стоит отнести и снижение пробуксовки колес при старте (за счет одинаковой угловой скорости), а также лучшее вхождение в повороты. Есть и негативные моменты. Наиболее существенный из них – изменение «поведения» авто, которое становится более резким. Водителю придется подстраиваться под новые тенденции в характере своего «железного коня».

Не стоит упускать и возникающее усиление на руль. Однако чтобы побороть этот эффект, достаточно установить электроусилитель. Сразу отметим, что в отличие от гидроусилителя, электроусилитель не лишает двигатель мощности, из-за дополнительных нагрузок. Также электрический усилитель руля не нуждается в постоянном обслуживании при эксплуатации. Здесь нет ремней, жидкости и сальников. Пропорциональное увеличение скорости и нагрузки на руль позволяет повысить безопасность (при скорости выше 70 км/ч усилитель отключается полностью). При поломке электроусилителя водитель просто вращает руль самостоятельно, а не прокачивает жидкость через золотники, как в случае неисправности гидроусилителя.

В завершение необходимо добавить, что связующим звеном между двигателем и КПП является сцепление. Поэтому при повышении показателей мощности мотора и установки главной пары с повышенным передаточным числом следует уделить внимание доработке сцепления. В соответствии с исходными условиями возможно внедрение различных подвидов тюнингового сцепления. Для спортивных авто наиболее подходящий вариант – керамическое сцепление. Оно позволяет получить надежное сцепление с двигателем, практически исключающее вероятность пробуксовок. К недостаткам следует отнести возрастающий износ корзины сцепления и маховика. Альтернативой можно считать установку облегченного маховика. В этом случае значительно улучшается динамика при разгоне, и уменьшается инерция мотора. К негативным моментам относятся менее устойчивые обороты холостого хода. Завершение картины – установка тюнинговых приводных валов, рассчитанных на передачу несравнимо более высокого крутящего момента, от силового агрегата на колеса. Однако подобные изыски применимы лишь в крайних случаях, когда авто с мощным двигателем призвано перемещаться при отсутствии нормального дорожного покрытия, к примеру – авто для ралли.
08/12/08
все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo