Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    

История марки Zenith


Год основания компании
1905
Создатель(ли)
Фрэдди Бэрнс, Тули Байкэр
 (4)

Компания Zenith была основана в Англии в 1905 году. Один из её основателей и главный инженер Тули Байкэр был человеком с фантазией, и почти все его мотоциклы имели свои оригинальные особенности. Это можно сказать, к примеру, о самой первой модели компании — Bicar. Впервые этот мотоцикл был представлен на выставке в городе Кристалл Пэлэс. В то время его называли настоящим прорывом в мотостроении.

Стоит подробнее поговорить об особенностях этой модели. Рама байка состояла из двух трубок, которые выдерживали вес водителя. Управлялся мотоцикл при помощи передней втулки, а передней вилки как таковой не было. На Bicar стоял двигатель Fafnir мощностью в 3 лошадиные силы. Имелась муфта холостого хода и ременной привод. Другим мотоциклом, поступившим в продажу как опция мотоцикла Bicar, был Tricar. Он имел более мощный мотор – в 5 лошадиных сил, а также двухскоростную коробку передач.

1907 год для Фредди Бэрнса стал прорывным. Им была запатентована не имеющая аналогов в то время система Gradua Gear. Благодаря ей, перемещение заднего колеса зависело от вариаторного шкива двигателя, что позволяло достичь наиболее оптимального натяжения ремня передачи. Этой системой управлял всего один рычаг, позволивший переключать передачи, не останавливая мотоцикл.

Теперь мотоциклы Zenith имели огромнейшее преимущество на горных соревнованиях и неизменно занимали первые места. Это, конечно, не нравилось другим производителям, вследствие чего почти все организаторы подобных гонок запретили участие машинам компании Zenith. Но предприятие оказалось только в плюсе, так как это дало ей дополнительную рекламу.

На основе данной разработки была выпущена модификация Bicar, получившая название, аналогичное названию компании - Zenith. Спроектированная в дизайне того времени, она оснащалась передней вилкой и оставшейся от предшественника амортизированной рамой. Была выпущена и другая машина, точнее это был немного изменённый Zenith. На неё поставили жёсткую раму и подпружиненную вилку, а также она имела меньший вес, что позволяло ещё лучше преодолевать подъёмы. Вскоре был установлен новый рекорд в дисциплине горных гонок. После этого компания переехала в город Вейбридж. Это было правильным решением, поскольку сразу же после переезда дела пошли ещё лучше.

К 1911 году в продаже осталась только вторая модификация Zenith Gradua, на которую устанавливалась вилка Oruid. Выпускался байк в двух вариантах – с одноцилиндровым и V-образным двигателем модели JАР. Одновременно началась масштабная рекламная кампания, упор в которой, главным образом, делался именно на запрет на участие в соревнованиях по подъёму в гору. Это принесло свои плоды, и объёмы продаж сильно увеличились.

В 1913-1914 годах пришло новое пополнение в модельный ряд компании Zenith. Произведённые в те годы мотоциклы неоднократно модернизировались. В частности, стали устанавливаться промежуточный вал с цепным приводом, кик-стартер и муфта сцепления. Окончательно перестали использоваться одноцилиндровые двигатели.

В годы Первой Мировой войны объёмы производства сильно упали. Компания попыталась компенсировать это, сконструировав армейский мотоцикл с возможностью установки пулемёта. Однако этот проект оказался неудачным и был отклонён.

После войны продолжилось использование двигателей JАР и системы Gradua Gear. Был изобретён и новый продольный двигатель с двумя цилиндрами объёмом в 500 кубических сантиметров. Автором этого агрегата был Грэнвилл Брэдшоу, который предпочёл использовать масляное охлаждение двигателя. Спустя два года начался выпуск дорожного мотоцикла с мощным моторов в 996 «кубов». Тогда же перестала использоваться и система Gradua Gear. Вернулись одноцилиндровые двигатели, например, верхнеклапанные Bradshaw и Blackburne, а также стал использоваться популярный на те годы цепной привод.

В 1929 году компанию застал врасплох экономический кризис. Добрая половина производственных мощностей переключилась на лёгкие мотоциклы. Среди них – Villers и Super-8. На эти байки устанавливался двигатель Vitliers объёмом в 175, а позже – 172 кубических сантиметров. К тому времени у компании появились новые успехи на спортивной арене. Мотоцикл Zenith вновь побил мировой рекорд, теперь уже в скорости на прямых участках – рекордный показатель достиг 200 километров в час. А в 1930 этот результат был улучшен до 241 километра в час гонщиком Джо Райтом, выступавшим также за Zenith. Однако газеты того времени причислили это достижение другой фирме – ОЕС.

Этот рекорд оказался последним серьёзным успехом компании. Кризис давал о себе знать, и вскоре предприятие Zenith было куплено лондонским инвестором, возглавлявшим дилерскую фирму Writer. Производство не прекращалось, но постепенно уменьшалось. В продажу проступали в основном прежние, старомодные модели. Единственным усовершенствованием стала замена традиционных вилок на новые Dowty Oleomatic, но и это особых дивидендов не принесло. Была попытка создать новый мотоцикл, оборудовавшийся двигателем объёмом в 1000 кубических сантиметров, но и она закончилась неудачей.

Вторая Мировая война окончательно убила компанию, и после нескольких лет бесплодных усилий возродить былое величие, в 1950 году фирма Zenith разорилась и была закрыта. Так прервалась 45-летняя история лучших горных мотоциклов начала XX века.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo