Autolabs



партнеры
  
 

Авто мир



    

История марки ЛАЗ


Год основания компании
1945
Создатель(ли)
Совнарком СССР
Интернет сайт
 (5)

13 апреля 1945 Совнарком СССР принял постановление «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства г. Львова». Изначально планировалось построить автосборочный завод, но в процессе было решено перепрофилировать будущее предприятие в автобусное. Так и появился Львовский автобусный завод, который должен был производить и электрический транспорт. В 1951 году по приказу Совнаркома специализация ЛАЗа опять изменилась – заводу было поручено изготовление 3 тысяч кранов АК-32, которые производились до этого в Днепропетровске, тысячи электротранспорта, а также 2 тысяч автобусов ЗИС-155. Автомобильные краны были модернизированы конструкторами во главе с В. Осепчуговым, так вышла модель ЛАЗ-690, которая отличалась от оригинала меньшей массой, большей производительностью и легкостью управления.

В 1955 году модельный ряд Львовского завода состоял из вышеупомянутых кранов, шасси, прицепов разного назначения, а также запчастей для различного транспорта. Летом того же года руководством ЛАЗа была принята политика завода, которая предусмотрела специализацию завода на изготовлении автобусов, первый из которых выпустили в феврале 1956 году. После всех испытаний модель ЛАЗ-695 попала в серийное производство. В 1958 году выпускались улучшенные автобусы ЛАЗ-695Б, которые стали приоритетными уже в 1960-м году. Еще в 1958 году ЛАЗ представил на выставке в Брюсселе вариант своего автобуса – это был Турист, обозначенный как 697Е. На всемирной выставке модель Турист получила золотую медаль.

В 1961 году ЛАЗ-695Б получил мотор от автомобиля ЗИЛ-130, и автобус стал обозначаться как 695Е. В это же время модель Турист была запущена в серийное производство. В 1963 году конструкторы Львовского завода спроектировали и реализовали автоматическую гидромеханическую коробку передач, которую назвали ЛАЗ-НАМИ Львiв.

В 1964 году на конвейер поступили автобусы ЛАЗ-699А, которые предназначались для дальних междугородных поездок. Модель снабдили раскладывающимися сиденьями, удобными для долгих переездов. Оборудовали также радиосвязью. Новшеством для такого вида транспорта стали пневматические подвески. А в 1965 году в серийном производстве модели ЛАЗ-695Жбыла внедрена разработанная ранее автоматическая коробка передач гидромеханического типа.

В Ницце в 1967 году прошел специализированный конкурс автобусов, совмещенный также с соревнованиями. Львовские модели ЛАЗ-699А и Украина завоевали тогда несколько важных и значимых призов. За мастерство вождения автобуса Grand-Prix заработал инженер С. Борим. В 1969 году там же в Ницце модель ЛАЗ-Украина-69 была признана наиболее совершенной по характеристикам подвески и тормозов.

В то время – 1960-1970-е года – все выпускаемые Львовским заводом транспортные средства являлись основой любого парка государственных перевозчиков как городского, так и междугороднего масштаба. Но распад Советского Союза привел к упадку предприятия: объемы производства постепенно падали, средств на модернизацию модельного ряда, безусловно, не было. В 1994 году предприятие реструктуризировали в открытое акционерное общество. Владельцем контрольного пакета акций, конечно, было государство. Так, в конце 1990-х годов Львовский автобусный завод остановился полностью.

Шанс возродиться ЛАЗ получил в 2001 году, когда стал собственностью нескольких компаний: часть акций выкупили венгерские фирмы Фарма Маркет Кфт. и Данкар Кфт. В 2003 произошла очередная реструктуризация предприятия, в результате которой завод преобразовался в закрытое акционерное общество ЛАЗ. Основной продукцией Львовского завода остались автобусы, но при этом производственные цеха также продолжили сборку грузовых авто, троллейбусов и автокранов.

Хотя после восстановления работы завода выпускались преимущественно старые всем знакомые модели, модернизация и расширение модельного ряда не заставило себя долго ждать. Среди известных моделей еще некоторое время выпускались ЛАЗ-695 Н/Т, оснащенные бензиновым агрегатом от авто ЗИЛ либо дизельным двигателем ЯМЗ-236А Ярославского предприятия. Так и последующие модели получили эти моторы, также иногда служащие альтернативой для применяемых двигателей компании MAN. Например, вместительный автобус ЛАЗ-52074 для междугородних поездок стандартно оснащался дизельным агрегатом MAN 2866 LON 18, мощность которого составила 270 л.с. Модель ЛАЗ-52074 мог разгоняться с этим мотором до 119 км/ч, а средний расход топлива при этом равнялся 17 литрам на 100 км. Тот же вариант междугороднего автобуса, но с двигателем Ярославского завода, разгонялся до 105 км/ч, так как мощность агрегата российского производства была 230 л.с., при этом расход топлива составил 28 литров на 100 км. Моторами ЯМЗ оснастили и серию городских автобусов – ЛАЗ-52528А и ЛАЗ-052528. Первая модель получила двигатель мощностью 195 л.с., который позволил разгоняться до 75 км/ч с расходом топлива 24 литра на 100 км. Машина под обозначением 052528 была оборудована 230-сильным агрегатом.

Также были выпущены автобусы, оснащенные двигателями венгерского производства компании Raba. Мощность этих моторов составила 217,6 л.с., позволяющая разгоняться до 70 км/ч таким моделям, как ЛАЗ-52527 и ЛАЗ-53523-02, или А173, - автобусы для городских перевозок небольшой вместимости.

В 2002 году ЛАЗ представил автобусы серии Лайнер с обозначениями 9, 10 и 12, а также ЛАЗ-А291. Руководство предприятие озвучило предназначение этих моделей для пригородных и дальних туристических поездок. Также был выпущен городской автобус ЛАЗ-5252.

В 2003 году появился туристический автобус ЛАЗ-5208, или НеоЛАЗ, изготовленный в полтора этажа. А в 2004 году завод выпустил модификации этой модели: ЛАЗ-А183, или Сити, с небольшим дорожным просветом, который послужил также базой для сборки троллейбуса ЛАЗ-301, а также ЛАЗ-АХ183, или Аэропорт – низкопольный автобус перронного типа. Все эти модели оснастили моторами производство российского завода ЯМЗ, немецкой компании Deutz. Задние мосты установили производства венгерской фирмы Raba.

За первый месяц 2006 года Львовский автобусный завод построил 40 экземпляров, что ознаменовало прирост объема почти в два раза по сравнению с 2005 годом.

все права защищены
AUTO LABS (c) 2006-2009
Promodo